Нужно ли России выходить на международный рынок заимствований? Это вопрос снова встал на повестку дня.
Наблюдатели сходятся в том, что объем заимствований и близко не подойдет к потолку в $17,8 млрд, установленному в бюджете на 2010 год. По нашему мнению, куда вероятнее противоположный сценарий — российскому правительству не потребуется занимать за рубежом, по крайней мере в первой половине года, и мы все сильнее укрепляемся в этом мнении.
В последние дни из России поступило сразу несколько важных новостей. Во-первых, Министерство финансов объявило, что доходы бюджета в прошлом году превысили 7,3 трлн рублей, существенно превзойдя прогнозы — 6,7 трлн. К тому же правительство потратило несколько меньше, чем собиралось. В результате бюджетный дефицит (2,3 трлн рублей) оказался значительно ниже проектного (3,1 трлн), или меньше 6% ВВП против запланированных 8-9%. Таким образом, Минфин сэкономил часть средств Резервного фонда (более 1,8 трлн рублей, или $60 млрд). Примерно 2,8 млрд рублей (более $92 млрд) хранится в Фонде национального благосостояния. Вместе оба резервных фонда представляют собой внушительные ресурсы — достаточные, на наш взгляд, для того, чтобы поддерживать финансовую стабильность в этом году.
Резервный фонд сократился в прошлом году на $77 млрд, что точно соответствует размеру бюджетного дефицита (2,3 трлн рублей), тогда как Фонд национального благосостояния вырос примерно на $4 млрд.
Исполнить бюджет с меньшим, чем ожидалось, дефицитом удалось не только благодаря более высоким ценам на нефть ($61 за баррель Urals против заложенных в бюджете $57), но и благодаря улучшению экономических показателей, а следовательно, более высоким налоговым поступлениям от несырьевого сектора.
Министерство экономического развития пересмотрело прогнозы на 2010 год в сторону повышения, притом что бюджетные проектировки по-прежнему исходят из цены на нефть в размере $58/баррель и роста ВВП на 1,6%. В силу этого доходы бюджета ожидаются на уровне чуть ниже 7 трлн рублей. Это значительно меньше, чем в прошлом году, и прогноз можно счесть весьма консервативным — если только не произойдет резкого падения цен на нефть с нынешних уровней. Но даже и в этом случае доходы могут и не упасть при условии, что рубль ослабнет пропорционально коррекции цен на нефть. Чтобы среднегодовая цена на нефть составила $58, она должна упасть примерно на 20% (с нынешних $70/баррель) и держаться на этом уровне весь год. Пропорциональное ослабление рубля означает снижение курса до 36 рублей за $1. Таким был курс год назад — это не очень существенное изменение.
Между тем все более вероятным выглядит сценарий, при котором цена на нефть останется на уровне $60/баррель, а доходная часть бюджета приблизится к 8 трлн рублей (среднемесячные доходы должны при этом остаться на уровне второй половины прошлого года (около 670 млрд рублей).
Рост цены на нефть, очевидно, увеличит бюджетные доходы, но непропорционально, поскольку при таком сценарии вероятен чистый приток капитала, который повлечет за собой удорожание рубля. Снижение цен на нефть, наоборот, может вызвать отток капитала и ослабление рубля.
Мы ожидаем, что российская экономика вырастет в этом году по меньшей мере на 5%. Мы не меняли прогнозов с мая-июня 2009 года, когда настроения были более пессимистичными. К этому нашему мнению присоединяется все больше аналитиков. Так, МВФ недавно повысил прогноз роста ВВП в 2010 году до 3,9%. Похоже, что несырьевая часть экономики улучшит результаты по сравнению с прошлым годом, что расширит налоговую базу. В этом случае остатков Резервного фонда должно хватить на покрытие бюджетного дефицита (если придерживаться весьма консервативного сценария стоимости нефти на уровне $60/баррель). В действительности дефицит бюджета может оказаться значительно меньшим. 25 января правительство приняло решение изъять из Резервного фонда 1,1 трлн рублей на покрытие дефицита в первой половине 2010 года, и этих денег может хватить на весь год. И чем ближе цена на нефть подбирается к $80/баррель, тем реальнее выглядит перспектива бездефицитного бюджета.
Это значит, что Россия не так остро нуждается в иностранных займах, по крайней мере в первом полугодии. В прошлом году репутация страны оказалась серьезно подмочена, поскольку (по официальной статистике) Россия пережила более глубокий экономический спад, чем большинство других стран. Учитывая, что власти щедро использовали бюджетные и монетарные стимулы, глубина спада свидетельствовала о неэффективности экономической политики. Учитывая «эффект базы», мы прогнозируем значительное улучшение экономических показателей, которое положительно повлияет на исполнение бюджета и поменяет отношение к России.
Если дефицит бюджета окажется ниже, чем предусмотрено, заимствования могут не понадобиться совсем. История последних двадцати лет показывает, что российская экономика гораздо увереннее растет в годы бюджетного профицита (исключений всего два: 1999 год, когда при дефиците бюджета экономика выросла на 6,4% сразу после кризиса, и 1997-й, когда, несмотря на большой дефицит, экономика, простимулированная крупными и дорогими займами, выросла более чем на 1%). При условии динамичного экономического роста и незначительном повышении цен на нефть нельзя исключать, что в этом году дефицит окажется вовсе бездефицитным.
Если государство все же произведет заимствования на глобальном рынке, средства будут потрачены наименее эффективным, хотя и затратным способом — на национальную экономику (объем которой в прошлом году сократился, несмотря на обильные стимулы) и бюрократию. Иными словами, российские суверенные займы ведут к снижению эффективности. Экономическая история знает множество примеров пагубного влияния излишних государственных расходов на экономику, ведь правительства озабочены чем угодно — геополитикой, национальной безопасностью и т. д., — но не эффективностью экономики.
Трехлетний бюджет РФ на 2010-2012 годы не предусматривает роста госрасходов в этом году, а в двух последующих предполагает снижение. Если бюджетные расходы не будут повышены, экономика в ближайшие годы будет расти значительно быстрее официальных прогнозов, а бюджет останется по меньшей мере сбалансированным. Это будет означать, что правительство усвоило уроки 1990-х. Если расходы увеличатся и будут обеспечиваться заемными средствами, рост остановится.
Автор - главный экономист, управляющий директор, "Тройка Диалог"; модератор сессии "Мировые валюты: новая парадигма?" на форуме РОССИЯ 2010