Я недавно присутствовал на заседании комиссии по убыткам по одной из своих компаний в МНС №7. И многие предприниматели, наверное, на таких комиссиях уже побывали — по данным опросов «Опоры России», 60% малых предприятий заявляют о падении рентабельности на 40-50%. В моем случае все прошло очень корректно. Спросили, почему убытки. Объясняем: кризис, снижение продаж. Нам говорят — хорошо, вы все доходчиво объяснили, мы все поняли, но постарайтесь все-таки прибыль показать. Повторюсь: все было очень мило.
Я не против этих комиссий, но это бред, каменный век. Кто процессуально имеет право звать меня на комиссию рассказывать про убыток? Направляйте проверку, смотрите, что у меня происходит с балансом, доходами, расходами. Все объясняется очень просто: налоговикам дан план сверху. Мы все понимаем, какая дыра нас ожидает по бюджету в конце года. И налоговики пытаются, как могут, мотивировать предпринимателей скорректировать отчетность и показать хоть какую-то прибыль.
Самая большая беда наша в том, что планы и задачи ставятся однобоко — собрать налоги. Все равно как. Через месяц после комиссии придет проверка и поймет, что налог действительно не с чего брать. Предпринимателю заблокирует счет. Пару раз он еще сможет схитрить и провести оплату через другую фирму. Но компании уже не выжить. Когда ты не можешь оперировать счетом, рассчитываться с контрагентами, начинается разрыв ликвидности, появляется кассовый разрыв и т. д. Никто из проверяющих не вникает в причины, по которым предприниматель не может платить сейчас налоги. Закрытие любой работающей компании — это пополнение армии безработных. Полтора года назад мы встречались с Михаилом Мокрецовым, главой ФНС. Его позиция такая: если у работодателя временные трудности, нельзя его давить, надо дать отсрочку. Но, к сожалению, у подчиненных позиция другая. Есть много случаев, когда счет фирмы блокировали из-за того, что документ не так оформлен — в счете-фактуре, например, надпись вышла за поля.
Каким бы ты ни был закаленным, проверки или вызовы на комиссию нервируют и отвлекают от бизнеса. Мало того что информационное поле в стране негативное для предпринимателей. В тех регионах, где представители власти не чешутся по поводу реальной помощи малому бизнесу, у предпринимателей депрессняк настоящий. А тут еще на комиссию вызывают. Что дальше?
Ну нет у него действительно реализации в кризис. Как показать прибыль, когда ее нет? Взять сбережения, увеличить уставный капитал? Но это уродство. Мне, как и большинству предпринимателей, проще банкротить компанию.
В первые полгода кризиса банкиров выбрали крайними — мол, не понимают трудностей малого бизнеса, руки выкручивают заемщикам. Я не знаю банка, который не согласился бы пойти на реструктуризацию задолженности малому бизнесу из-за кризиса. Банки — частный бизнес, но они понимают ситуацию, готовы ужаться, показать убытки, дать отсрочку. Они не выкручивают системно руки так, как налоговые органы.
Вектор задан, и он, к сожалению, такой. Какие бы меры поддержки малого бизнеса не принимало правительство, если голова производственника зажата в тисках налоговиками, эти меры ему не помогут никак. Обращаю внимание: не налогами (налоги надо платить), а действиями сотрудников налоговых органов. Бизнес сегодня выживает вопреки действиям власти, а не благодаря им.