США повысят портовые сборы для судов производства Китая
Администрация Трампа объявила о новых портовых сборах для судов китайского производства и судовладельцев из КНР. Правительство США начало изучать доминирующее положение Китая в судостроительной отрасли и судоходстве во время правления администрации Байдена. Новая политика пользуется поддержкой обеих партий — республиканцев и демократов, передает CNBC
Администрация президента США Дональда Трампа объявила о введении новых портовых сборов на суда, построенные в Китае и принадлежащие операторам морских перевозок из КНР. Повышенные сборы вводятся после того, как торговый представитель США в ходе проверки установил, что политика и практика Китая в судостроении и судоходстве ограничивают американскую торговлю и судостроительную отрасль, передает CNBC.
«Суда и судоходство жизненно важны для экономической безопасности Америки и свободного товарообмена. Действия администрации Трампа начнут менять ситуацию в пользу США, устранят угрозы для цепочки поставок в США и создадут спрос на суда, построенные в США», — заявил торгпред США Джеймисон Грир. Предложение о повышенных сборах было разработано при президенте Джо Байдене, а в январском отчете отмечалось, что судостроительная отрасль Китая имеет несправедливое преимущество.
Первоначально предусматривалась плата за обслуживание судов в портах до $1 млн с каждого оператора, принадлежащего Китаю (например, Cosco). Для океанских перевозчиков, не принадлежащих Китаю, но имеющих в своем флоте суда, построенные в КНР, оговаривалась плата до $1,5 млн за каждый заход в порт США. Министерство торговли США признало, что изменения внесли после слушаний с участием более 300 торговых групп и других заинтересованных сторон.
Вскоре суда китайского производства будут составлять 98% торгового флота в Мировом океане, предупреждали они (сейчас это 75–85%). Судовладельцы могут претендовать на освобождение от уплаты сборов, если они смогут предоставить подтверждение заказа на строительство судна в США. «Если потенциальный судовладелец не получит заказанное судно, построенное в США, за три года, то сборы будут взиматься немедленно», — отметили в Минторге.
Сбор будет взиматься до пяти раз в год с каждого судна, в течение первых 180 дней они будут нулевыми, в дальнейшем — рассчитываются исходя из чистого тоннажа судна. Тоннаж контейнеровозов может составлять от 50 000 до 220 000 т. С 14 октября 2025 года вводится плата в размере $18 за тонну нетто ($120 за контейнер); с 17 апреля 2026 года — $23 за тонну нетто ($153 за контейнер); с 17 апреля 2027 года — $28 за тонну нетто ($195 за контейнер), еще через год — $33 за тонну нетто ($250 за контейнер).
Плата за перевозку автомобилей на судах также будет зависеть от их вместимости — от $150 за единицу, эквивалентную автомобилю (CEU). Второй этап повышения сборов через три года затронет суда, перевозящие СПГ. Плата за обслуживание судов, построенных в Китае, фактически не распространяется на внутренние перевозки США, в том числе по Великим озерам и Карибскому морю. Экспортные товары, такие как уголь или зерно, будут освобождены от сбора, как и пустые суда, прибывающие в порты.