К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.
Теперь Forbes можно слушать

Злы на начальника: треть сотрудников в России втянуты в конфликты на работе

Фото Getty Images
Фото Getty Images
Более трети сотрудников российских компаний сталкиваются с конфликтами на работе, при этом основная часть разногласий происходит с непосредственным руководством. Главными скандалистами были признаны представители медицинских и фармацевтических специальностей, а также юристы. С кем и почему конфликтуют сотрудники компаний и какие негативные и позитивные явления есть в рабочей среде, разбирался Forbes

С конфликтами на работе сталкиваются 32% работников российских компаний — такой вывод содержится в исследовании платформы онлайн-рекрутинга hh.ru, с которым ознакомился Forbes. С 24 по 31 марта 2025 года сервис проводил опрос среди соискателей, в нем приняли участие 2500 человек.

С 2021 года ситуация немного улучшилась, отмечается в исследовании, в тот год конфликтующих на работе было больше — 35%. «Доля конфликтов на работе могла снизиться в силу общей эмоциональной обстановки вокруг, — комментирует руководитель по корпоративной культуре и благополучию сотрудников в hh.ru Ольга Емельянова. — В 2021 году в обществе накопилась усталость от ковидных ограничений, тогда же появились требования об обязательной вакцинации против коронавируса для работников ряда отраслей — и все это могло влиять на атмосферу в рабочих коллективах, стимулировать конфликты».

О чем еще может говорить такая статистика? «Сама по себе конфликтность негативно влияет на рабочий процесс и атмосферу в коллективе, — рассказывает коуч, психолог и специалист сервиса психотерапии Alter Светлана Новоселова. — Постоянные споры снижают мотивацию сотрудников, приводят к стрессу и падению эффективности. Когда обстановка в рабочем пространстве напряжена, она подавляет доверие друг к другу, ухудшает взаимодействие между членами команды». По ее мнению, в корпоративной среде происходит множество разных процессов, и зачастую небольшой конструктивный конфликт может быть полезен — он способствует обсуждению проблем и развитию новых решений. «Иногда именно в конфликте есть возможность отреагировать на накопленные эмоции и чувства, высказаться и донести свою идею до другого, — говорит Новоселова. — Небольшой конфликт, как специя к блюду, может оттенить нюансы процесса, а иногда и подчеркнуть вкус главных ингредиентов».

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Битвы под ковром

По данным исследования hh.ru, чаще всего конфликты сотрудников происходят с непосредственным руководством, об этом сообщили 19% участников опроса. Споры с коллегами встречаются немногим реже — их упомянули 16% респондентов. Среди тех, кто конфликтует с начальником, наибольшая доля среди работников медицинской и фармацевтической сфер (35%), на втором месте юристы (33%), далее следуют специалисты по закупкам (30%). Причем последние в лидерах по скандалам с коллегами (26%), аналогичный показатель у представителей, занимающихся управлением персонала и тренингами.

«Конфликты между сотрудниками и руководством можно объяснить различиями мнений о стилях управления, — отмечает Емельянова из hh.ru. — Например, авторитарный подход может вызывать негативную реакцию у тех, кто привык к большей свободе и самостоятельности в работе. Более того, значительную роль в возникновении конфликтов играет игнорирование мнений сотрудников».

 

В чем же основная причина конфликтов? Главным мотивом ссор как с начальством, так и между сотрудниками остаются профессиональные разногласия — их назвали 72% респондентов. Причем особенно ярко это проявляется среди мидл- и топ-менеджмента, а также среди работников IT-сектора, где 84% и 82% столкновений на работе, соответственно, происходят именно из-за этого. Личные антипатии (просто неприятен кто-то из коллег) упомянули 32%, больше всего от этого страдают сотрудники, управляющие персоналом и проводящие тренинги. А эмоциональные факторы, такие как плохое настроение, беспокоят 23% сотрудников (больше всего недовольных работает в бухгалтерии — 30%).

Каждый второй участник исследования (50%) отметил, что в их коллективе есть негативные явления: каждый третий (29%) сталкивался с распространением сплетен, четверть (26%) указали на высокомерное отношение к новичкам или подчиненным, каждый пятый (21%) отметил интриги, а 13% — насмешки и оскорбления.

В профессиональном разрезе наибольшая доля среди тех, кто сталкивается со сплетнями, наблюдается среди юристов (50%) и работников сектора закупок (43%). Высокомерное отношение к новичкам в большей степени свойственно работникам из сферы науки и образования (42%) и специалистам по закупкам (40%). Интриги имеют наибольшее распространение среди юристов (41%) и представителей среднего и высшего менеджмента (35%).

 

Дело в профессиях

Почему же на скандалы работники разных профессий реагируют по разному? Дело в различном восприятии конфликтов среди разных категорий сотрудников, считают эксперты. «Подверженность спорам у руководителей среднего звена и сотрудников IT-отрасли можно объяснить спецификой деятельности и высокой степенью ответственности, — полагает Новоселова из Alter. — Руководители сталкиваются с большим количеством сложных ситуаций и необходимостью принимать решения, затрагивающие интересы многих сотрудников, что увеличивает вероятность возникновения конфликтов. Часто эти решения весьма непопулярны. Средний менеджмент особенно подвержен профессиональным столкновениям, поскольку находится между высшим руководством и рядовыми исполнителями, выполняя промежуточную роль и испытывая давление с обеих сторон». По ее словам, сотрудники медицинских профессий чаще остальных конфликтуют с начальством, скорее всего, из-за строгих стандартов, высоких требований и постоянного стресса на рабочем месте. А представители сфер закупок и HR чаще выражают недовольство коллегами, вероятно, из-за необходимости взаимодействовать с множеством контрагентов и поддерживать отношения с разными сторонами.

Проблемы у HR-менеджеров также заключаются в стрессе — они постоянно находятся в режиме многозадачности и в центре взаимодействия с различными отделами и сотрудниками, внутренними заказчиками их услуг и внешними партнерами, сталкиваются с требованиями и ожиданиями коллег, продолжает Новоселова. «Это тоже может провоцировать раздражительность и несдержанность, — отмечает она. — Зачастую перед HR могут ставиться задачи, которые сами по себе уже содержат конфликт — например, договориться с сотрудником, который, возможно, ничего не подозревает о том, что его решили уволить. Да еще и в ближайшее время, и с минимальными выплатами — а лучше без них. И, да, естественно, в соответствии с буквой закона».

К чему приводит противостояние

Конфликты были и будут всегда — это неизбежный спутник человеческого взаимодействия, считают эксперты по HR. «Громкие корпоративные войны (споры акционеров, передел долей) на виду и регулярно попадают в новости», — говорит CEO HR & Business, карьерный консультант и эксперт в найме топ-менеджеров Екатерина Пасечник. Она приводит в пример конфликт в онлайн сервисе «Сбермаркет», где после смены CEO компанию покинули ключевые топ-менеджеры, не согласные с новым назначением, а также скандал вокруг производителя косметики «Натура Сиберика», когда после смерти владельца Андрея Трубникова спор о назначении доверительного управляющего привел к многомиллионным убыткам. Корпоративный и наследственный конфликт чуть не погубил бренд «Б.Ю. Александров».

Внутренние трения часто остаются за закрытыми дверями офисов, хотя их последствия могут быть не менее разрушительными, считает Пасечник. По ее мнению, последние годы бизнес страдает от невидимых со стороны конфликтов, которые подтачивают компании изнутри. И виной тому два фактора: растущая неопределенность и напряжение последних пяти лет, серьезно повлиявшие на коммуникацию внутри команд, и финансовый прессинг — многие российские компании развивались на кредитные деньги, а теперь вынуждены оптимизировать расходы.

Такие ситуации не редкость, согласна Новоселова из Alter. Она вспоминает, как в бытность ее работы HR в холдинге с управлением в другой стране получила указание от головного офиса — организовать увольнение генерального директора, порядка десяти топ-менеджеров, а также сократить численность рабочего персонала на треть. «Было проведено около 150 личных встреч и переговоров, чтобы с каждым человеком договориться об увольнении, потому что процедуру сокращения штата вводить было нельзя, — вспоминает она. — Конфликтов было много. Главное, что помогало и мне, и людям в этой непростой ситуации, — уважение, готовность слышать другую точку зрения, даже если она не совпадает с твоей, большое желание и крепкость намерения встать на место человека в его мире и постараться его понять». 

 

Как бороться с конфликтами

«Конфликты — не патология, а индикатор жизнеспособности бизнеса», — уверяет Пасечник из HR & Business. «Конфликты могут бодрить, но во всем хороша мера, — отмечает Новоселова. — Частые ссоры наносят ущерб корпоративной культуре и мотивации сотрудников. Это требует внимательного наблюдения и профилактики со стороны руководства и службы управления персоналом».

Впрочем, в рабочих отношениях есть и позитив. Среди положительных явлений респонденты hh.ru чаще всего отмечают взаимопомощь и поддержку коллег (49%), уважительное и комфортное общение (40%), а также равное отношение к сотрудникам, независимо от должности и стажа (38%). Причем наивысшая доля тех, чьи коллеги приходят на помощь, среди работников медицинской и фармацевтической областей (68%), а о комфортной коммуникации чаще всего говорят представители IТ-сферы (51%).

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

25.04.2025