«Коммерсантъ» узнал о возможном полном запрете майнинга на юге Иркутской области
С 1 апреля правительство России может ввести тотальный запрет на майнинг в южной части Иркутской области вплоть до 2031 года, выяснил «Коммерсантъ». За строгие ограничения для майнеров выступили власти региона. Мощности отключенных майнеров предлагается изымать в пользу других потребителей
Круглогодичный полный запрет на майнинг криптовалют на юге Иркутской области может быть введен с 1 апреля. Об этом пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на предложение губернатора Игоря Кобзева, направленное президенту России Владимиру Путину. Глава региона предложил ограничить добытчиков криптовалют из числа юридических и физических лиц сроком до 15 марта 2031 года, следует из письма Путину, с которым ознакомилась газета.
Президент поставил на письме главы региона визу «Рассмотреть и поддержать» с пометкой «Доложите, мы же договорились навести здесь порядок в интересах области». Собеседники газеты рассказали, что 27 марта вопрос рассматривался на заочном заседании правительственной комиссии по развитию электроэнергетики, по ее итогам будет принято решение поддержать инициативу. В Минэнерго не ответили на запрос издания, в аппарате губернатора Иркутской области оперативных комментариев не предоставили.
В случае тотального запрета вместо сезонного для крупных майнинговых центров на юге Иркутской области сложится патовая ситуация из-за сложностей с подключением к сетям в других регионах, считают участники рынка, опрошенные газетой. Глава региона пишет президенту о необходимости разработки механизма возмездного изъятия мощности у майнеров в пользу социально значимых областных проектов.
Ранее запрет на майнинг вводился до 2031 года в городах и районах Иркутской области, Бурятии и Забайкальского края только в период пиковых нагрузок — с 15 ноября по 15 марта, а тотальный — для десяти регионов (Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии — Алании, Ингушетии, Чечни, Дагестана, и четырех «новых территорий»*). Минэнерго объясняло запреты тем, что майнеры ухудшают ситуацию с энергодефицитом на местах.
По оценке губернатора Кобзева, за последние пять лет энергопотребление в Иркутской области выросло на 28%, но из-за майнинга в регионе сформировался энергодефицит. В юго-восточной части энергосистемы Сибири к 2030 году он может достичь 2,9 ГВт. Общая майнинговая нагрузка в регионе оценивается в 1,066 ГВт, из них 419 МВт базируются на севере, 647 МВт — на юге региона.
На долю юридических лиц приходится 84%, или около 891 МВт, на физические лица — 16%, или 175 МВт, а мощность перспективных ЦОД составляет еще 1,272 ГВт, пишет Кобзев. По его данным, сезонный запрет на майнинг позволил снизить потребление мощности официального (белого) майнинга на 305 МВт за один месяц, что эквивалентно 146 млрд рублей затрат на строительство новой генерации, но не охватил серую зону (166 МВт) и население (161 МВт).
* Донецкая и Луганская народные республики, Херсонская и Запорожская области вошли в состав России по итогам референдумов в сентябре 2022 года, проведенных спустя полгода после начала «военной спецоперации»** России на Украине. Украина, США и страны ЕС не признали результаты этих референдумов.
** Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.