Американский кнут и русский пряник: США усложняют расчеты за российские нефть и газ

13 марта прошли переговоры президента России Владимира Путина и спецпосланника президента США Стивена Уиткоффа. И хотя президент Соединенных Штатов Дональд Трамп назвал результаты этой встречи «хорошими и продуктивными», вскоре стало известно, что США не стали продлевать генеральную лицензию 8L, которая позволяла иностранным компаниям проводить транзакции за энергоресурсы через российские подсанкционные банки.
Первая генеральная лицензия под номером восемь, вводившая исключения для расчетов с российскими банками до 24 июня 2022 года, была принята в феврале того же года и с тех пор неоднократно продлевалась. Однако последняя лицензия, сократившая срок исключений до 12 марта, была издана 10 января вместе с масштабным пакетом санкций против российского топливно-энергетического комплекса. В список упомянутых в лицензии банков не входил Газпромбанк, через который иностранные государства рассчитывались за российский газ — санкции против него США ввели в ноябре 2024 года. В декабре Турция и Венгрия заявили, что США сделали для них исключение, разрешив им расчеты через Газпромбанк. Однако недавно Bloomberg сообщил, что исключение было сделано лишь до 20 марта и Анкара вновь обратилась в Вашингтону с просьбой его продлить.
Президент США Дональд Трамп 7 марта заявил, что «серьезно рассматривает» введение пошлин и широких санкций против России, в том числе в отношении ее банковской деятельности, до тех пор, пока не будет достигнуто соглашение о прекращении огня и мире с Украиной.
Запрет понарошку
Большинство экспертов, опрошенных Forbes, предположили, что лицензия все же будет продлена в обозримом будущем. Старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин обращает внимание, что эта мера создаст определенные трудности для реализации российских энергоносителей в ЕС и, в частности, усложнит расчеты для Болгарии и Венгрии, закупающих российский трубопроводный газ.
«По остальным направлениям, по нашим оценкам, существенного влияния данное решение не окажет, поскольку расчеты за нефть и газ с Китаем и Индией осуществляются преимущественно в национальной валюте, — рассуждает он. — А с учетом того, что ранее Турция выступала одним из ключевых направлений сбыта российской нефти и нефтепродуктов, проблем в расчетах в национальной валюте с Россией у этой страны возникнуть также не должно. Вопрос расчетов за газ в долларах США, скорее всего, связан с обязательствами турецкой стороны по долгосрочным контрактам и их спецификой. Думаю, в случае трудностей с использованием американской валюты Турция и Россия смогут изыскать другие средства для осуществления взаиморасчетов».
Таким образом, особых рисков сокращения поставок российских энергоносителей по трем ключевым направлениям на данном этапе практически не прослеживается, заключает Блохин.
«Разумеется, это намек России и Европе, что санкции США — это серьезно, и скоро Вашингтон может начать жестко следить за их соблюдением со всеми вытекающими рисками, особенно для европейцев», — полагает главный стратег инвестиционной компании «Вектор капитал» Максим Худалов. Однако, напоминает он, значительная часть расчетов за российские энергоносители идет с использованием национальных валют, криптовалют и бартера, так что затронутым может оказаться не более 15% российского экспорта. «Соответственно, сейчас и эти расчеты могут перейти в неподконтрольный Западу контур», — говорит Худалов. Если же процесс урегулирования ситуации с Украиной действительно будет продвигаться, то продление лицензии — простая процедура, которую можно произвести очень быстро, добавляет он.
Возобновить действие лицензии в рамках американского законодательства не составляет никакого труда, подтверждает главный директор по энергетическому направлению исследовательского центра «Институт энергетики и финансов» Алексей Громов. По его словам, гораздо сложнее отменить какие-то санкции, поскольку это решение надо проводить через обе палаты американского конгресса, в то время как продление лицензии — прерогатива администрации президента.
«Если будет продолжаться позитивная динамика в переговорах США и России, то этот вопрос может быть включен в повестку и появится возможность возобновить оплату российских энергоносителей в долларах, — рассуждает Громов. — Я пока не рассматриваю это как системную и долгосрочную проблему для отрасли. Тем более, что Трамп в своих заявлениях неоднократно подчеркивал, что хочет вернуть доверие к доллару и укрепить его как основу системы расчетов в международной торговле, в первую очередь, на рынке энергоносителей. Поэтому у меня стойкое ощущение что приостановка действия лицензии — реально временная мера в переговорной позиции США».
«Я полагаю, что очень скоро эта лицензия будет возобновлена, — говорит эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. — Это своеобразная политика кнута и пряника, как в случае с прекращением военной помощи Украине, а потом ее возобновлением. Если же, условно говоря, Трамп закусит удила и возобновления не произойдет, то России опять придется обходить санкции».
Волшебная труба
«Если США и Россия договорятся о сотрудничестве в области энергетики, то газовая труба для Европы может быть обеспечена. И это пойдет на пользу Европе, потому что она будет получать дешевый российский газ», — с таким заявлением выступил российский президент Владимир Путин вечером 13 марта. Вице-премьер Александр Новак согласился, что инфраструктура, по которой раньше российский газ шел в Европу, не должна простаивать. После прекращения транзита трубопроводного газа через Украину с 1 января нынешнего года Россия экспортирует свой газ лишь в некоторые страны Европы по двум трубопроводам через Черное море — «Голубой поток» и «Турецкий поток».
«У меня есть ощущение, что вопрос возвращения поставок российского трубопроводного газа в Европу находится не в повестке дня переговоров между Россией и ЕС, которых нет, а именно в повестке дня переговоров между Россией и США», — рассуждает Громов из ИЭФ. С формальной точки зрения, напоминает он, никаких санкционных ограничений на поставки российского газа, тем более трубопроводного, в Европу нет.
«Пока это конспирологические теории, но, когда нам говорят, что США могут выкупить трубу «Северного потока — 2» в рамках процедуры банкротства оператора этой газотранспортной системы и обеспечить таким образом доступ российского газа в Европу, я отношусь к этому достаточно серьезно, — отмечает Громов. — Предполагается, что некий американский инвестор тем или иным способом получит контроль над оставшейся трубой «Северного потока — 2» или приобретет всю систему и вложится в ее восстановление. Возможна такая схема, что российский газ, который может поступать в систему «Северных потоков» и на входе продаваться американскому инвестору, при поступлении в Германию будет юридически являться уже американским. То есть может сложиться правовая коллизия: все понимают, что источник происхождения газа — Россия, но юридически это будет американский газ. И в таком контексте теоретически возможно возобновление поставок российского газа в Европу через американскую инфраструктуру — схема вполне рабочая».
Если представители США войдут в состав акционеров инфраструктуры, по которой газ может транспортироваться из России в ЕС, то у Москвы не будет поводов ограничивать поставки при условии справедливого доступа к платежам и технологиям, согласен Худалов из «Вектор капитала». «Однако остается вопрос: будет ли готов Евросоюз под давлением США согласиться на такое решение вопроса поставок? — говорит он. — Пока дать ответ сложно, но с учетом того, что ЕС всячески старается полностью отказаться от российских энергоносителей, напрашивается отрицательный ответ».