Снова Трамп виноват: нефть дешевеет из-за торговых войн и решения ОПЕК+

Восемь стран ОПЕК+ — Россия, Саудовская Аравия, Ирак, ОАЭ, Кувейт, Казахстан, Алжир и Оман — подтвердили в ходе онлайн-встречи 3 марта свое прошлогоднее решение о постепенной отмене, начиная с апреля нынешнего года и до конца сентября 2026-го, взятого ими добровольного обязательства об общем снижении добычи на 2,2 млн баррелей в сутки (б/с). В апреле такое снижение составит 138 000 б/с. Крупнейшие в ОПЕК+ производители нефти — Россия и Саудовская Аравия — в соответствии с опубликованным графиком в апреле смогут увеличить добычу соответственно на 26 000 б/с, до 9,004 млн б/с и на 56 000 б/с, до 9,034 млн б/с. Постепенное увеличение добычи может быть приостановлено или отменено в зависимости от рыночных условий, говорится в пресс-релизе ОПЕК.
Майские фьючерсы на нефть марки Brent 4 марта опустились ниже $70 за баррель, хотя и не достигли сентябрьского минимума в $68.
Курс на профицит
Президент США Дональд Трамп в обращении к участникам Всемирного экономического форума в Давосе 23 января заявил о намерении убедить Саудовскую Аравию и ОПЕК снизить цены на нефть. Однако на заседании совместного министерского мониторингового комитета стран ОПЕК+, которое прошло 3 февраля, альянс принял решение продлить ныне действующие квоты, предусматривающие снижение объемов добычи нефти на 1,65 млн баррелей в сутки, о которых было объявлено в апреле 2023-го, до конца декабря 2026 года.
В целом заявление ОПЕК+ заставляет рынок считать, что политическое решение на увеличение добычи принято, говорит главный стратег инвестиционной компании «Вектор капитал» Максим Худалов. «Рынок ждет прироста предложения от стран ОПЕК+ на 1,0-1,5 млн баррелей в сутки, и это в случае реализации объявленных планов и роста поставок из стран, не входящих в ОПЕК+, может привести к профициту на рынке в размере 1,2-2,0 млн баррелей в сутки», — прогнозирует он.
Можно предположить, что на рынке образуется некоторый избыток нефти и произойдет снижение цен, хотя и не катастрофическое, как во времена пандемии, согласен эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович.
Не стоит забывать, что планы ОПЕК+ по наращиванию добычи были объявлены рынку еще в начале второго полугодия 2024 года и планировались к вводу с октября, хотя впоследствии несколько раз откладывались, напоминает старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. «Таким образом, решение ОПЕК+ наращивать добычу с апреля не стало сюрпризом для рынка, хотя и бытовало мнение, что оно может быть отложено еще раз, — отмечает он. — Этот план в целом не меняет картину мира, при том, что график был смягчен: ожидалось, что период возвращения на рынок 2,2 млн б/с займет не более года, но нагрузку распределили на 18 месяцев».
Рынок эту новость воспринял эмоционально на фоне объявления США торговой войны своим партнерам, которая может привести к замедлению глобальной экономики и снижению спроса на нефть, отмечает Блохин. «Однако мы не ожидаем дальнейшего снижения котировок ниже психологической отметки в $70 за баррель: на наш взгляд, коррекция последних дней не станет устойчивым трендом на рынке и, скорее всего, мы уже в краткосрочной перспективе увидим разворот и возвращение Brent в диапазон $75−$80 за баррель», — прогнозирует Блохин.
Куда же без Трампа
Трамп объявил о введении с 4 марта 25%-ной импортной пошлины на все товары из Мексики и Канады, кроме канадских энергоносителей, пошлина на которые составила 10%, под предлогом борьбы с наркотиками и нелегальной эмиграцией. Другим указом Трамп удвоил до 20% пошлину на товары из Китая, обвинив Пекин в недостаточных мерах по пресечению поставок синтетических наркотиков в США. Канада и Китай немедленно объявили об ответных мерах. Канада с 4 марта ввела 25%-ные пошлины на американские товары стоимостью около $20,6 млрд. На втором этапе, который начнется через три недели, такими же пошлинами будут обложены американские товары на $86,28 млрд, в том числе автомобили, грузовики, сталь и алюминий.
Китай с 10 марта вводит дополнительные таможенные пошлины в размере 10-15% на сельскохозяйственную продукцию из США. А китайское Министерство торговли внесло в список экспортного контроля 15 американских компаний. Президент Мексики Клаудия Шейнбаум заявила, что ее страна ответит на американские пошлины собственными, а список товаров, на которые они будут распространяться, будет озвучен в воскресенье, 9 марта. По мнению собеседников Forbes, эти события тоже сказались на нефтяных котировках.
«Если предположить, что часть канадской нефти не пойдет в США и канадцы попытаются ее экспортировать морским путем, то им, чтобы найти покупателя, придется, видимо, идти по пути, проторенному Россией и Ираном, то есть предоставлять скидки, что может повлиять на общую динамику цен в мире в сторону понижения», — рассуждает Митрахович из Финансового университета. При этом, по его мнению, не очень понятно, насколько серьезен Трамп, объявляя эту войну, поскольку от нее пострадает не только Канада. «Часть американской нефтепереработки была ориентирована именно на канадскую нефть, которая находится близко территориально и связана с американскими НПЗ, — говорит Митрахович. — Так что, возможно, владельцы НПЗ попытаются как-то воздействовать на Трампа с тем, чтобы он смягчил свою позицию. Но на какое-то время канадский экспорт сырой нефти за пределы США может вырасти».
Разворачивающаяся в прямом эфире «торговая война США против всех» указывает на риски рецессии в мире, в условиях которой потребление нефти может снизиться вместе с ценами на нее, говорит Худалов из «Вектор капитала». В то же время, добавляет он, эта ситуация противоречит планам Трампа развивать нефтедобычу в США. «Американским нефтяникам для увеличения добычи нужна окупаемость, поэтому при цене нефти ниже $75 баррель они вряд ли будут готовы это делать. В этом случае котировки Brent, скорее всего, вернутся к диапазону $75-$85 за баррель», — считает Худалов.
Росту цен на нефть может поспособствовать введение пошлин на импорт из Мексики и Канады — ключевых поставщиков нефти на американский рынок, согласен Блохин из «Альфа-банка». В декабре 2024 года Канада была крупнейшим поставщиком нефти в США — объем ее экспорта составлял 4,2 млн баррелей в сутки, Мексика была на втором месте с поставками 450 000 баррелей в сутки, отмечает он. «Вместе обе страны обеспечивают более 60% импорта сырой нефти в страну, — подсчитал Блохин. — Хотя однозначно ответить на вопрос, куда может быть перенаправлена канадская и мексиканская нефть с американского рынка, достаточно сложно, но, несмотря на логистические трудности и единовременное сокращение поставок, каких-то долгосрочных рисков для экспорта нефти из Мексики и Канады мы не видим».
Возвращение под потолок
Дешевеющая нефть угрожает российскому бюджету, но открывает перспективу для наращивания объемов экспорта, так как Urals теперь может продаваться ниже ценового потолка, а следовательно, выйдет из-под санкций, говорят собеседники Forbes.
Российский Минфин ожидает снижения цены российской нефти Urals в нынешнем году до $60 за баррель. «В бюджете заложено $70 [за баррель], сейчас мы видим ближе к $60», — заявил замминистра финансов Владимир Колычев, добавив, что в случае сохранения такой цены дефицит бюджета может превысить запланированные 0,5% ВВП. Портал Trading Economics оценивает актуальную цену Urals в $65,49 за баррель, куда она опустилась с недавнего пика в $77,38 за баррель.
Худалов из «Вектор капитала» полагает, что снижение цен на Brent сделает возможной перевозку российской нефти компаниями, соблюдающими западные санкции, ведь с учетом скидок она обойдется им дешевле установленного для нее потолка в $60 за баррель. «Так что российские поставки могут временно даже возрасти», — говорит Худалов.
«Необходимо помнить, что американские НПЗ в Мексиканском заливе работают со среднетяжелыми и более тяжелыми сортами сернистой нефти, которые на глобальные рынки поставляют Иран и Венесуэла — страны, рискующие попасть под усиленное санкционное давление со стороны новой администрации США, — говорит Блохин из Альфа-банка. — Если введение пошлин может стать причиной краткосрочного восстановления нефтяных котировок на американском рынке, то дополнительные санкционные ограничения вполне могут подстегнуть их дальнейший рост в среднесрочной перспективе. Снижение предложения тяжелой нефти на глобальном рынке может привести к изменению дисконта на российскую Urals c нынешних $16 до декабрьских $11-$12 за баррель. Сокращение стоимости российской нефти до порогового значения в рамках ценового потолка ($60 за баррель) может подстегнуть интерес к российской нефти со стороны игроков, ранее опасавшихся западных санкций. В конечном счете это может быть выгодно для российского нефтяного экспорта в условиях низких цен на нефть на глобальных рынках».