Путин исключил Башкирскую содовую компанию из перечня стратегических предприятий
Путин исключил Башкирскую содовую компанию (БСК) из списка стратегических предприятий. В 2020 году по его поручению Генпрокуратура проверила законность сделки, в результате которой государство утратило контроль над БСК. Решением суда акции БСК были переданы Росимуществу. В 2021 году БСК вернули в перечень стратегических компаний
Башкирская содовая компания (БСК) исключена из списка стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, следует из указа, подписанного президентом России Владимиром Путиным.
Глава государства поручил правительству в трехмесячный срок прекратить доверительное управление 951 494 акциями БСК, находящимися в федеральной собственности, компанией «Русский водород» и АО «Региональный фонд» (принадлежит правительству Башкирии).
БСК входила в перечень стратегических предприятий до августа 2016 года. И была исключена из него после приватизации компании, которая была проведена с 2010 по 2013 год.
В 2020 году в Башкирии вспыхнули протесты местных жителей и экологов, выступивших против планов БСК начать разработку известняка в 140 км от Уфы. На протесты обратил внимание Путин и в августе 2020 года поручил Генпрокуратуре проверить законность сделки, в результате которой государство утратило контроль над БСК. Он предположил, что целью акционеров БСК является не долгосрочное развитие, а «выкачивание средств любой ценой в как можно большем объеме».
Власти Башкирии заявили, что при приватизации БСК было совершено преступление группой лиц при неправомерных действиях чиновников, оценив ущерб в 34 млрд рублей. 28 августа 2020 года Генпрокуратура подала иск, отметив, что переход прав на компанию был произведен против воли государства.
В марте 2021 года суд передал 95,72% акций БСК в пользу Росимущества. В июне того же года АО «БСК» было включено в перечень стратегических предприятий. В апреле 2023 года Путин подписал указ о передаче в собственность Башкирии 38,28% акций БСК. Из 57,4% акций, принадлежащих России, 11,7% достались в доверительное управление «Регфонду», а 45,7% — в доверительное управление «Русскому водороду» (позднее переименован в АО «Росхим»).