«Коммерсантъ» узнал о возможной заморозке проекта создания самолета «Байкал»
Проект по созданию легкого многоцелевого турбовинтового самолета «Байкал» может быть заморожен, узнал «Коммерсантъ». По словам близкого к Минпромторгу источника, производство могут передать S7 Group. В качестве альтернативы ведомство рассматривает вариант ремоторизации Ан-2, хотя изначально предполагалось, что «Байкал» придет на смену «кукурузнику». На доработку «Байкала», по словам источника газеты, могут понадобиться дополнительные 10 млрд рублей
Проект по созданию легкого многоцелевого турбовинтового ЛМС-901 «Байкал» может быть заморожен из-за проблем с самолетом, пишет «Коммерсантъ».
При проектировании лайнера был допущен ряд «драматических ошибок, которые окончательно вскрылись только сейчас», рассказал газете источник, близкий к Минпромторгу. «Самолет фактически нужно собирать заново», — заключил собеседник. Он и еще трое источников заявили, что у воздушного судна выявили проблемы с устойчивостью на малых скоростях, высокими усилиями на штурвале, а также необходимость увеличения хвостового оперения, переноса хвостового колеса и переработки шасси.
По данным газеты, на фоне проблем с ЛМС-901 Минпромторг рассматривает возможность ремоторизации Ан-2, хотя изначально предполагалось, что «Байкал» заменит советский «кукурузник». Судьба проекта пока не решена, сообщили «Коммерсанту», несколько источников в отрасли, в том числе близкие к Уральскому заводу гражданской авиации (УЗГА). Запуск серийного производства «Байкала» сначала был запланирован на 2024 год. Позже сроки поставок сдвинули на 2026 год, пишет газета. Однако один из источников газеты утверждает, что самолет требует конструктивных доработок с реалистичным сроком исполнения от трех до пяти лет.
УЗГА запросил у Минпромторга дополнительное финансирование на доработку самолета, сообщили газете два источника. По словам одного из них, речь идет о сумме примерно в 10 млрд рублей. Одобрено ли выделение средств, неизвестно. Программу «Байкала» могут «безболезненно закрыть», после того как будет найдено альтернативное решение, считает один из близких к Минтрансу источников. По мнению собеседника, близкого к Минпромторгу, речь может идти о передаче производства в S7 Group. Решение рассмотреть такую возможность зафиксировано по итогам совещания в Минпромторге в конце декабря 2024-го, отмечает «Коммерсантъ».
По данным газеты, Объединенная двигателестроительная корпорация, которая входит в «Ростех», займется возобновлением производства двигателя ТВД-10Б для самолета Ан-2 по поручению Минпромторга. На это потребуется около 1,8 млрд рублей, следует из оценок ОДК, которые привели собеседники. Работу над двигателем подтвердил близкий к «Ростеху» источник «Коммерсанта». В самой госкорпорации и ОДК не стали комментировать ситуацию. Согласно протоколу совещания у вице-премьера Юрия Трутнева, Росавиации поручили обеспечить сертификацию Ан-2 до конца 2024 года, ТВС-2МС — в первом квартале 2025 года.
ЛМС-901 «Байкал» совершил первый полет в январе 2022-го. Минпромторг тогда отметили, что самолет был разработан компанией «Байкал-Инжиниринг» по контракту с ведомством. Там добавили, что в «Байкале» учтены существующие наработки, а также пожелания регионов и эксплуатантов. «Этот проект позволит оживить перевозки на местных воздушных линиях, решить проблемы с обеспечением транспортной доступности, прежде всего на Дальнем Востоке», — сказал тогда глава министерства Денис Мантуров.