В 2025 году в России откроется более 90 000 кв. м фуд-холлов

Аналитики компании NF Group изучили рынок фуд-холлов России (с их выводами ознакомился Forbes). По данным исследования, формат фуд-холлов сформировался в России в современном понимании 10 лет назад, когда в Москве открылись первые подобные проекты — Даниловский рынок и 21 Food Market. С тех пор фуд-холлы открылись в 33 российских городах 30 разных регионов России. По данным на январь 2025 года, в стране работает 142 фуд-холла общей площадью 385 100 кв. м.
За 2024 год было открыто 28 новых фуд-холлов в России площадью 44 000 кв. м, большая часть из них — в регионах. Открылся второй по размеру региональный объект — гастромолл «Главный» в «Екатеринбург-Сити» (8000 кв. м). В Москве появился первый в России фуд-холл в составе термального комплекса («Фуд-холл на Янгеля»).
В 2025 году, по прогнозу NF Group, в России ожидается открытие сопоставимого количества фуд-холлов — 25 объектов площадью 93 000 кв. м, но это будут объекты существенно бóльшего масштаба. Если средняя площадь объектов, открытых в 2024 году, составила 1 500 кв. м, то для объектов, ожидаемых в 2025-м, — это 3700 кв. м.
«В отличие от фуд-кортов с набором сетевого фастфуда, основная цель которого — задержать посетителя в торговом центре, когда он проголодался, фуд-холл больше ориентирован на осознанное погружение в гастрономию, исследование новых вкусов и кулинарных традиций, — объясняет заместитель регионального директора департамента консалтинга и аналитики NF Group Наталия Киреева. — В столичных городах этот формат гастрономических объектов уже знаком потребителю, в ближайшей перспективе мы ожидаем активное развитие фуд-холлов в регионах, где отмечаются изменения в потребительских предпочтениях и культуре питания. Жители регионов становятся менее консервативными и ценят в фуд-холлах новый гастрономический опыт, новые впечатления, разнообразие и особую атмосферу».
География действующих фуд-холлов охватывает 30 регионов. Наибольший̆ объем предложения представлен в регионах Центрального (58% по площади и 55% по количеству) и Северо-Западного (16% по площади и 15% по количеству) федеральных округов. В 13 из 16 городов-миллионников есть действующие фуд-холлы. Лидерами среди них на конец 2023 года были Краснодар, Новосибирск и Самара, но по итогам 2024 года Екатеринбург сместил тройку на одну позицию вниз, заняв первое место среди миллионников с долей в 4% от всего рынка России.
В 2024 году в фуд-холлах России было открыто 705 корнеров, что превышает количество закрытий почти в два раза (381 закрытое заведение).
В Москве и региональных городах наблюдается положительная динамика открытий по сравнению с закрытиями. Обратная ситуация отмечается в Санкт-Петербурге: четверть всех закрытых в 2024 году в России корнеров — это заведения в петербургских фуд-холлах. Это связано в том числе с закрытием двух объектов, а также с активной ротацией арендаторов в ряде проектов в течение года (Eat market, Vokzal 1853, «Василеостровский рынок» и др.). Также в фуд-молле Vokzal 1853 часть площадей заняла концертная площадка МТС Live Hall.
По мнению аналитиков NF Group, фуд-холлы подразделяются на три группы. Первая — классические фуд-холлы, которые занимают площадь в среднем от 1000 до 5000 кв. м, где представлены только ресторанные корнеры. Вторая — фуд-маркеты, включающие в себя также рынок и торговлю продуктами с прилавков помимо ресторанных корнеров. Как правило, прилавки и рестораны не смешивают внутри одной зоны. Рыночный кластер может располагаться в отдаленной от основной посадочной зоны части здания либо на отдельном этаже.
Третья группа — фуд-моллы, отличительными особенностями которых являются большая площадь (от 10 000 кв. м), расположение в отдельно стоящем здании, а также большое количество ресторанных/барных корнеров (свыше 50). В России фуд-моллов пока четыре: один в Петербурге (Vokzal 1853) и три в Москве («Депо», «Депо три вокзала», «Привоз»). При этом в 2025 году ожидается открытие еще одного объекта в Москве — Tverskoy 24/7.
40% российских фуд-холлов располагается в торговых центрах, 49% — в отдельно стоящих зданиях. Кроме того, их все чаще стали размещать в бизнес-центрах (5%) и многофункциональных зданиях. За год доля фуд-холлов в бизнес-центрах и МФК (5%) увеличилась на 2 и 3 п. п. соответственно. На 5 п. п. сократилась доля фуд-холлов, расположенных в отдельно стоящих зданиях. При этом более половины проектов, анонсированных к открытию в 2025 году (65% площадей), — это фуд-холлы, расположенные в отдельных зданиях.
Среди корнеров традиционно лидирует паназиатская кухня (22% всех заведений), включающая в себя китайскую, корейскую, вьетнамскую, японскую, индийскую и тайскую кухни. На втором и третьем местах — кофейни/десертные корнеры (15%), а также европейская кухня (13%). При этом наибольшую долю европейского концепта занимает итальянская кухня. Наибольший прирост доли в структуре ресторанов наблюдался у паназиатских кафе (+0,5 п. п. за год), а также у чайных и заведений с напитками (безалкогольными) — +1,1 п. п. за год. Рестораны здоровой еды за год сократили свое присутствие на 0,4 п. п.