Представители ретейла просят не запрещать им вывески на иностранных языках

В распоряжении Forbes оказались письма, подготовленные Ассоциацией компаний розничной торговли (АКОРТ) и Ассоциацией компаний интернет-торговли (АКИТ), которые содержат предложения к проекту поправок в закон «О государственном языке Российской Федерации». В пояснительной записке к этому законопроекту говорится, что его цель — «защитить русский язык и существенно ограничить использование англицизмов и иностранных слов на всей территории России, и прежде всего в публичном пространстве (в сфере рекламы, при продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг потребителям, в продукции средств массовой информации, при осуществлении градостроительной деятельности)». Согласно проекту, вывески и надписи, в том числе информация о товаре и акциях, должны быть на русском языке. Также русский язык предлагается использовать в наименованиях жилых комплексов, поселков и микрорайонов и пр.
Письма АКОРТ и АКИТ адресованы председателю комитета Госдумы по экономической политике Максиму Топилину. Их подписали главы обеих ассоциаций Игорь Караваев и Артем Соколов, оба подтвердили Forbes подлинность обращений.
«Перед принятием этого законопроекта важно учесть ключевые замечания представителей торговой отрасли, которые направили свои предложения, — говорит в беседе с Forbes Караваев из АКОРТ. — В частности, важно сохранить для бизнеса возможность использования названия, логотипа и иных средств идентификации (коммерческие обозначения) как на русском, так и на других языках. Это обеспечивает узнаваемость предприятий и брендов в глазах потребителей и контрагентов и оправдывает серьезные инвестиции российских правообладателей в развитие коммерческих обозначений».
С ним согласен и Соколов из АКИТ. «Многие нормы законопроекта являются избыточными, поскольку уже предусмотрены российским законодательством, в частности в законе о рекламе и законе о защите прав потребителей, — говорит он. — Но опасение вызывает положение об обязательном использовании государственного языка в коммерческом обозначении. Исторически большинство сайтов в интернете пишутся латиницей, названия компаний с ними коррелируются — это позволяет четко идентифицировать компанию».
Караваев отмечает, что мера станет обременением для бизнеса, поскольку повлечет необходимость замены коммерческих названий, например вывесок и табличек, что потребует от участников рынка существенных расходов. По оценке Соколова, замена этих названий на вывесках «однозначно будет исчисляться десятками миллиардов рублей», причем затраты будут прежде всего у малого и среднего бизнеса, поскольку менять вывески придется на пунктах выдачи заказов, владельцами которых являются предприниматели.
Авторы этого законопроекта преувеличивают значение уличных вывесок в качестве инструмента для усиления значения русского языка в текущей ситуации, считает зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике Станислав Наумов. По его словам, предпринимателям можно дать сигнал на будущее: «Нам хотелось бы, чтобы ваши службы маркетинга, выбирая между названиями на иностранных языках, языках и наименованиями на русском языке, делали бы выбор в пользу русского языка». Русский язык должен превалировать над иностранными, но не надо преувеличивать значение уличных вывесок с использованием латиницы, уверен Наумов.
В феврале прошлого года Владимир Путин подписал закон о запрете использования имеющих русские синонимы иностранных слов в случае, если язык используется в качестве государственного. Согласно закону, государственный язык обязаны использовать представители органы власти и чиновники, закон также вводит контроль за соблюдением должностными лицами норм современного русского литературного языка. Исключения составят случаи, когда иностранные слова не имеют аналогов в русском языке.
В январе этого года профильный комитет по культуре начал в приоритетном порядке готовить новый законопроект о защите русского языка, сообщал председатель Госдумы Вячеслав Володин. По словам Станислава Наумова, первое чтение проекта поправок планируется уже в феврале.