К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.
Теперь Forbes можно слушать

Банкротство на горизонте: как российская угольная отрасль оказалась в кризисе

Фото Михаила Климентьева / ТАСС
Фото Михаила Климентьева / ТАСС
В минувший год все чаще из различных источников стали поступать сообщения о кризисе в российской угольной промышленности, а в начале 2025-го речь зашла уже о рисках банкротства некоторых компаний в отрасли. Собеседники Forbes рассказали, что вероятности такого сценария не нулевые, и как минимум небольшие угольные компании нуждаются в государственной поддержке

По данным Росстата, за 10 месяцев 2024 года угольные компании России получили сальдированный убыток в 84,8 млрд рублей против прибыли в 403,2 млрд рублей годом ранее. Доля прибыльных компаний в угольной отрасли на конец октября 2024 года снизилась с 64,9% годом ранее до 46,5%, убыточных — выросла с 35,5% до 53,5%. Российские власти уже озаботились тяжелым положением в угольной отрасли и прорабатывают меры ее поддержки, в том числе путем установления особой процедуры банкротства угольных компаний с участием ВЭБ.РФ в качестве арбитражного управляющего. Рассмотреть меры до 10 марта поручено Минэкономики, Минэнерго, Минтрансу и ФНС при участии ВЭБ.РФ. 

Forbes обратился в указанные министерства с вопросами о мерах поддержки, но на момент выхода статьи ответа ни от одного из них не поступало. Представитель ВЭБ.РФ ограничился сообщением, что «вопрос находится в проработке, в диалоге с заинтересованными ведомствами». Участники и аналитики угольной отрасли в беседе с Forbes отметили, что господдержка действительно необходима и риски банкротств существуют.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Отрасль на грани 

Проблемы с падением прибыли наблюдаются у российских производителей всех типов угля, поскольку мировые цены в 2024 году упали и на энергетические, и на коксующиеся марки, отмечает старший эксперт Института энергетики и финансов (ИЭФ) Александр Титов. По его словам, в кризисной ситуации оказались в основном небольшие компании и производители, не обладающие своим вагонным парком и портовыми мощностями по перевалке, которые позволили бы им снизить затраты. Представитель одной из крупнейших российских угольных компаний на условиях анонимности подтвердил Forbes, что на сегодня и на экспортном, и на внутреннем рынках угля наблюдается профицит, сохраняются проблемы с вывозом продукции и растет доля логистических затрат, что существенно влияет на рост себестоимости производства.

 

Кроме того, напоминает он, большинство крупных угольных компаний оказались под санкционным давлением. «В 2025 году возможно дальнейшее снижение объемов добычи, — говорит собеседник Forbes. — И если крупные игроки могут консервировать отдельные участки производства и перераспределять людей на другие, то небольшие угольные компании могут столкнуться с необходимостью массовых сокращений персонала. Не исключены риски банкротств таких участников рынка, а также компаний, не обладающих собственной развитой логистической инфраструктурой».

«Крупные компании, имеющие в активе несколько угольных разрезов, шахт и обогатительных фабрик, например СУЭК или угольный дивизион Evraz, обладают месторождениями с хорошими маржинальными марками углей, которые в сложившейся ситуации могут поддержать компании на плаву», — рассуждает менеджер консалтинговой компании «Пиэфф» Владимир Семенцов. Малые же компании, продолжает он, зачастую сфокусированы на одной или нескольких марках угля. «Несмотря на сложившуюся ситуацию и отрицательную маржинальность, небольшие компании часто принимают решение не консервироваться и работать в убыток», — рассказывает Семенцов. Кроме того, добавляет он, при высоких ставках финансирования и низких ценах на уголь некоторые компании откладывают инвестиции в развитие.

 

Снижение мировых цен на уголь, санкционное и фискальное давление поставили российскую угольную отрасль на грань рентабельности. Такие выводы содержатся в исследовании консалтинговой компании NEFT Research, с которым ознакомился Forbes. В нем говорится, что выручка угольной отрасли снизилась на 20% до 1,75 трлн рублей в 2024 году, а прибыль упала практически до нулевых значений. NEFT Research оценивает падение прибыли угольной отрасли до налогообложения в 2024 году по сравнению с 2023-м в 97% — с 356,7 млрд рублей до 10,7 млрд рублей.

Усложнение логистических цепочек поставок оборудования для добычи угля приводит к росту инвестиций в поддержание производства, наращивание которых обеспечивается резервами, созданными в 2021–2022 годах, и заемными средствами, что создает риски банкротства небольших угледобытчиков, говорится в исследовании. «Необходимость наращивать инвестиции в производство в условиях сокращающейся прибыли приводит к увеличению кредитной нагрузки на предприятия угледобычи, — говорится в материале NEFT Research. — А дефицит кадров на рынке и спровоцированный им рост зарплат стимулируют увеличение займов на покрытие текущих операционных расходов». При сохранении данной тенденции уровень задолженности по отношению к выручке в 2024 году, по оценке экспертов NEFT Research, мог превысить 70% уже в 2024 году. Они оценивают рост задолженности предприятий отрасли по кредитам и займам в 2024 году по сравнению с 2023 годом в 2,6% — с 1,15 трлн рублей до 1,18 трлн рублей.

По данным Росстата, общий объем добычи угля в России за 11 месяцев 2024 года составил 386 млн т, что на 1,4% ниже показателей 2023 года, хотя добыча коксующегося угля за этот же период выросла на 5,4% до 102 млн т. По оценке Семенцова из «Пиэфф», объем добычи энергетического и коксующегося угля по итогам 2024 года снизился на 0,2% по сравнению с 2023-м и составил 438,7 млн т. Экспорт угля в 2024 году он оценил в 195 млн т, что на 8,5% меньше, чем в 2023-м, из-за сокращения поставок угля в первую очередь в Китай, а также в Турцию, Южную Корею, где российский уголь уступил конкурентам, в том числе Австралии и Колумбии. С оценкой российского экспорта в 2024 году согласен и Титов из ИЭФ. Еще один эксперт, пожелавший остаться неназванным, оценил экспорт угля из России в 196 млн т при добыче в 439 млн т.

 

В 2024 году сложилась уникальная ситуация: несмотря на низкую рентабельность, добыча российских угольных предприятий резко не снизилась, говорится в исследовании NEFT Research.

Последствия банкротств 

Пока рассуждать об особой процедуре банкротства сложно в связи с отсутствием конкретики, сказал Forbes партнер юридической фирмы RSP International Сергей Трещев. По его словам, банкротства угольных предприятий могут привести к их закрытию, а если эти предприятия являются градообразующими, то это чревато многомиллиардными вложениями со стороны государства на расселение моногородов и переобучение увольняемых.

«Думаю, поэтому и будет выработана и принята особая процедура, при которой ВЭБ.РФ, скорее всего, будет исполнять функции арбитражного управляющего и/или инвестиционного центра, — говорит Трещев. — Возможно, процедурой будет предусмотрено первоначальное введение наблюдения, в рамках которой будет ограничено предъявление требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, а также приостановлено производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств».

В процессе наблюдения ВЭБ.РФ, как арбитражным управляющим, будет проанализировано финансовое состояние банкротящихся угольных компаний и принято решение о выделении финансирования для восстановления их платежеспособности с целью прекращения банкротства, возможно с переходом к процедурам внешнего управления или финансового оздоровления, или о переходе в конкурсное производство, по завершении которого активы компаний будут проданы на торгах, а сами компании прекратят свое существование, рассуждает Трещев.

Несмотря на то что небольшие и средние российские компании с объемом добычи до 10 млн т в год занимают менее 30% рынка, их банкротство может привести к ряду серьезных последствий, говорит Семенцов из «Пиэфф». Консервация предприятий и высвобождение работников в текущих условиях могут затруднить их повторный наем, учитывая конкуренцию в других сферах, например, уход в смежные отрасли добычи или в оборонно-промышленный комплекс, говорит он. Кроме того, малые предприятия являются основным источником занятости для небольших городов и поселений, и массовые сокращения могут привести к протестам и социальной напряженности, считает эксперт.

 

Однако, скорее всего, до банкротств дело не дойдет, полагает Семенцов. «Небольшие компании будут искать инвесторов для вхождения в капитал и поддержания бизнеса до изменения рыночной ситуации в лучшую сторону, — говорит он. — Государство, вероятно, точечно будет оказывать меры поддержки предприятиям, чтобы избежать социальной напряженности. В 2025 году мы, скорее всего, увидим в отрасли ряд сделок по поглощению более крупными игроками более мелких и приходу новых инвесторов в отрасль».

Какая поддержка нужна отрасли

Какие же меры могут сейчас помочь угольщикам? Для выхода на безубыточность экспорт российского угля требует государственной поддержки, считают эксперты NEFT Research. «С точки зрения поддержки отрасли значимый эффект могут обеспечить только прямые экономические меры, а не точечные инициативы по квотированию или перераспределению потоков, — говорится в исследовании компании. — Пропускная способность Восточного полигона задействована на уровне, близком к 100%. Система квотирования железнодорожных перевозок направлена на стимулирование поставок на запад и юг, но необходимого эффекта не дает». Соответственно, по мнению экспертов NEFT Research, меры государственной поддержки могли бы включать, в частности, возврат к понижающим коэффициентам и скидкам при перевозках по РЖД, а также прямому субсидированию поставок на южном направлении, особенно через порты Черного моря с учетом ожидаемого роста спроса в Индии и Юго-Восточной Азии, а также на северо-западном направлении.

«Сейчас обсуждаются субсидии для экспорта в западные порты, — говорит Титов из ИЭФ. — Это может помочь, поскольку квоты по экспорту в восточном направлении оставили только для Кузбасса. Меры по оставлению порожних вагонов на сети РЖД в декабре тоже вроде дали положительный эффект, сеть быстрее поехала. Но с РЖД проблемы системные, видимо действительно не хватает локомотивов и бригад, плюс на юге много перевозок под военные нужды. Тут нет единого решения. Других мер поддержки от государства пока не вижу».

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости