Продавцы маркетплейсов попросили ФАС проверить площадки на навязывание условий
Представители селлеров на маркетплейсах попросили ФАС проверить площадки на предмет навязывания невыгодных условий с помощью «индекса цен», который в том числе влияет на поисковую выдачу товаров, узнал «Коммерсантъ». По мнению селлеров, автоматический расчет этого индекса приводит к ошибкам: например, система может приравнивать товары разных производителей к идентичным. ФАС ранее уже отказалась возбуждать дело в связи с этим, но эксперты полагают, что служба может пересмотреть решение
Представители селлеров на маркетплейсах попросили Федеральную антимонопольную службу (ФАС) пересмотреть свою позицию относительно правомерности использования маркетплейсами «индекса цен», который рассчитывается на основе мониторинга стоимости схожих товаров на конкурирующих платформах и в интернет-магазинах. С такой просьбой к главе ФАС Максиму Шасколькому обратился гендиректор АНО «Цифровизации и новых технологий» (ЦНТ), член общественного совета при ФАС Алексей Кожевников. С его письмом ознакомился «Коммерсантъ», копия документа есть в распоряжении газеты. В ФАС изданию сообщили, что получили обращение и рассмотрят его в установленном порядке.
Кожевников попросил Шасколького повторно рассмотреть правомерность использования «индекса цен» маркетплейсами на предмет навязывания невыгодных условий селлерам и координации деятельности, говорится в письме. Механизм влияет на место товаров в поисковой выдаче, в том числе может понизить его позицию, следует из текста обращения. В Wildberries «Коммерсанту» пояснили, что позицию товара в списке формирует не только «индекс цен», но и качество заполнения карточки, отзывы, скорость доставки и др. В Ozon добавили, что позиции с выгодным и умеренным «индексом цен» получают продвижение в поиске, с невыгодным — нет.
В первый раз ЦНТ обращалась к ФАС по этому вопросу зимой 2024-го, но служба в октябре отказала в возбуждении дела, пишет «Коммерсантъ». По информации газеты, решение было вынесено по итогам опроса маркетплейсов, которые указали на отсутствие определяющего значения «индекса цен» при ранжировании товаров.
Однако тогда ФАС не учла позицию селлеров, говорится в обращении Кожевникова. По его словам, от них поступает много обращений: селлеры жалуются, что они не могут вступить в конфронтацию с маркетплейсами, поскольку зависят от политики платформы. Собеседник газеты из числа продавцов отметил, что автоматический расчет «индекса цен» приводит к ошибкам: товары с разным количеством единиц в упаковке или от разных производителей приравниваются к идентичным. В то же время в Ozon «Коммерсанту» сообщили об отсутствии жалоб от продавцов.
Кожевников также со ссылкой на оферту «Мегамаркета» обратил внимание, что площадка может отказаться от сотрудничества с продавцом в случае, если цена на его товар выше, чем на других площадках. Однако продавцы не могут устанавливать на разных площадках одну и ту же цену из-за различных комиссий, пояснил собеседник «Коммерсанта» из числа продавцов.
В «Яндекс Маркете» и «Мегамаркете» оперативно на запросы «Коммерсанта» не ответили.
Руководитель практики антимонопольного права «Меллинг, Войтишкин и Партнеры» Надия Гореславская сообщила «Коммерсанту», что уже вынесенное решение ФАС может быть пересмотрено, хотя на практике это происходит достаточно редко. По словам управляющего партнера Kulik & Partners Law.Economics Ярослава Кулика, для разрешения разногласий между селлерами и маркетплейсами может использоваться независимая экспертиза.