К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Как запасливая Индия и экономный Китай создали кризис на рынке алмазов

Фото Владимира Смирнова / ТАСС
Фото Владимира Смирнова / ТАСС
Алмазодобытчики, включая российскую «Алросу», переживают сложный период: цены на алмазную продукцию обрушились почти на 40% с пиковых отметок весны 2022 года, а производители вынуждены сокращать добычу. Чем вызван спад и есть ли надежда на восстановление рынка — разбирался Forbes

Алмазная отрасль переживает один из самых глубоких и продолжительных спадов за последние десятилетия, пишет Bloomberg. «Падение, начавшееся после пандемии, усилилось: инфляция повлияла на потребительские покупки, а обвал на китайском рынке предметов роскоши еще больше подорвал спрос, — отмечает агентство. — Искусственные алмазы также способствуют снижению цен».

Индекс цен на алмазную продукцию Международной алмазной онлайн-биржи IDEX снизился почти на 40% с 168,39 пункта на 7 марта до 96,75 пункта на 11 декабря 2024 года. Американская консалтинговая компания Rapaport сообщила, что «Алроса» и ее основной конкурент, компания De Beers, отреагировали на рыночную ситуацию снижением цен на необработанные алмазы. У De Beers снижение составило 10–15%, у «Алросы» — 5–15%, утверждает Rapaport.

По словам генерального директора «Алросы» Павла Маринычева, компания, контролирующая почти треть мировой алмазодобычи, рассматривает приостановку производства на ряде наименее рентабельных участков в 2025 году и оптимизацию издержек, включая расходы на персонал. При этом он не сообщил, на сколько может сократиться ее добыча. В прошлом году «Алроса» снизила ее на 3%, до 34,6 млн карат с 35,6 млн карат, добытых в 2022 году. De Beers намерена в нынешнем году сократить добычу примерно на 3 млн карат, до 23–26 млн с ранее планировавшихся 26–29 млн карат.

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Как подкрадывался кризис

Мировой рынок алмазов действительно находится внутри затяжной фазы спада, говорит портфельный управляющий УК «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин. «Произошло сокращение спроса на бриллианты как на способ сбережения средств, — отмечает он. — К тому же на рынок дорогих подарков могла повлиять смена потребительской парадигмы: для нового поколения потребителей более интересными, чем алмазы и бриллианты, становятся различные гаджеты. Параллельно идет развитие криптоиндустрии и криптоактивов. Это тоже может перетягивать инвестиционный спрос».

Мировая алмазная отрасль сейчас переживает одну из острейших фаз спада в своей истории, подтверждает ведущий аналитик инвестиционной компании «Велес Капитал» Василий Данилов. «Главной причиной снижения выступает накопление избыточных запасов алмазного сырья индийскими огранщиками, это приводит к сокращению потребности в свежем импорте камней, — говорит он. — Также ситуация в ограночном секторе Индии усугубляется высокими процентными ставками, под которые местные предприятия финансируют оборотный капитал».

 

Среди причин, вызвавших спад на алмазно-бриллиантовом рынке, начальник управления корпоративных финансов «Алросы» Сергей Тахиев также выделяет накопление запасов необработанных камней в Индии, где происходит 90% мировой огранки. По его словам, в 2020 году после снятия ковидных ограничений спрос на ювелирную продукцию вырос. «В 2021 году импортные цены на алмазы в Индии подскочили на 23% в годовом выражении, с $94 до $116 за карат, а в 2022-м — на 37%, до $159 за карат, — напоминает он. — За два года, 2021-й и 2022-й, индийские огранщики накопили запасы, сопоставимые с добычей России более чем за год».  

В начале 2023 года цены начали стабилизироваться, а затем пошли вниз, так как огранщики стали постепенно снижать запасы накопленного ранее сырья, отмечает Тахиев. По его словам, при стабильном спросе со стороны потребителей ювелирной продукции огранщики из Индии стали меньше закупать у добывающих компаний: в 2023 году — меньше 100 млн карат алмазов и от 90 млн до 100 млн карат в 2024 году, а импортные цены снизились до $139 за карат в 2023 году и примерно до $130 за карат в 2024-м. При этом добыча алмазного сырья в доковидные времена составляла 145–155 млн карат в год, но снизилась примерно на 20%, до 110120 млн карат в 20232024 годах в связи с истощением месторождений.

«Уникальность ситуации состоит в том, что дефицит предложения со стороны добывающих компаний пока полностью не отразился в ценах, несмотря на «проедание» накопленных ранее запасов», — говорит Тахиев.

 

По словам начальника управления аналитики по рынку ценных бумаг Альфа-банка Бориса Красноженова, продажи алмазов выросли с $10 млрд в год в 2020 году до порядка $19 млрд в 2021 и 2022 годах, а индекс алмазных цен с 2020 года до января 2023 года показал 40%-ный рост. С 2020 года по 2022-й включительно на фоне такого высокого роста цен огранщики купили на 40–50 млн карат больше обычного. «Поскольку для закупок огранщики используют заемное банковское финансирование, то у них серьезно выросли долги», — добавляет он. А в 2023 году, даже несмотря на хороший спрос на ювелирную продукцию, добывающие компании сокращали цены и продажи, чтобы помочь огранщикам справиться с непомерным уровнем запасов, говорит Красноженов. 

В конце 2023 года G7 объявила о санкциях против российских алмазов, в частности о намерении полностью запретить импорт российских камней, обработанных в третьих странах, с марта 2024 года. «Огранщики, соответственно, постарались закупиться в январе и феврале, что частично свело на нет сокращение складских запасов, — сетует Красноженов. — В реальности запрет на российские алмазы не подействовал, и огранщики снова оказались с большими объемами на руках, что привело к болезненной распродаже и новому снижению цен».

Игра на понижение

«Алроса» в 2025 году планирует приостановить добычу на наименее рентабельных месторождениях, что, по оценке Данилова из «Велес Капитала», приведет к падению производства алмазов компании с 34,1 млн карат в текущем году ближе к 30 млн карат в 2025 году. «Мы считаем, что снижение производства оправданно, так как позволит сократить объем алмазного сырья, скапливающегося на складах компании», — говорит Данилов, который оценивает, что «Алроса» на конец 2024 года создаст 15,3 млн карат избыточных запасов алмазов.

«Снижать объемы нужно было начинать раньше, — полагает Красноженов из Альфа-банка. — Возможно, сообщение от компании уже запоздало, так как сокращение запасов у огранщиков закончится уже в первом полугодии 2025 года. Эти запасы не бесконечны, а лишних камней для продаж, скорее всего, не будет хватать уже через год. «Алроса» может сократить производство на 3–4 млн карат в следующем году. Надеюсь, не больше».

В условиях кризиса снижение добычи — неизбежный для отрасли шаг, соглашается главный стратег инвестиционной компании «Вектор Капитал» Максим Худалов.

 

В 2025 году добыча алмазов на планете, скорее всего, продолжит снижение, которое может составить не менее 10–15%, считает независимый аналитик Леонид Хазанов. При этом, добавляет он, «Алроса» может оказаться в труднейшей ситуации, учитывая действующие санкции Евросоюза и США против нее самой и российских алмазов, не говоря уже о необходимости содержать целые города в Якутии. «Алроса» может попросить поддержки у государства, однако оно не может помогать ей бесконечно», — полагает Хазанов.

Алмазы из пробирки

«Отрасль находится в кризисе начиная с пандемии, в ходе которой большое количество бракосочетаний на планете было отложено, а пожившие в изоляции люди поняли, что им не так уж и нужно быть вместе, — добавляет еще одну причину Максим Худалов из «Вектор Капитала». — Соответственно, стала сокращаться торговля ювелирными изделиями с бриллиантами. Традиционно спады спроса компенсировались действиями производителей, которые снижали предложение, чтобы поддержать цены, но сейчас появился новый фактор — огромный сегмент искусственных алмазов, которые серьезно снизили цены на природные камни».

Проблемы у отрасли связаны еще и со сменой поколений, считает он. «Поколение Z куда больше внимания обращает на ESG (экологичность и социальные условия добычи алмазов) и часто предпочитает синтетику вместо природных минералов, поскольку она чище, экологичнее и дешевле, а свойства имеет абсолютно идентичные», — говорит он.

«Реальность такова, что крупнейшие игроки глобального рынка природных алмазов проглядели ускорение развития синтеза искусственных камней, приведшего к снижению стоимости последних, — добавляет независимый аналитик Хазанов. — De Beers, правда, пытается встроиться в этот бизнес, хотя пока особых достижений у компании нет». 

 

«Искусственные алмазы — это ошибочный след», — не согласен Красноженов из Альфа-банка. Он отмечает, что цены ограненных искусственных камней сейчас упали до уровней ниже $200 за карат, что соответствует 90–95% дисконта к природным алмазам. В рознице искусственные бриллианты стоят порядка $500 за карат, то есть дисконт к природным составляет 80%. «На мой взгляд, рынок уже поместил эти продукты в две отдельные ниши, — говорит Красноженов. — Уровень мощностей по производству искусственных бриллиантов растет, а их цены снижаются. Таким образом, рынок украшений без природных бриллиантов сможет легко абсорбировать искусственные камни, поскольку объемы продаж небриллиантовых изделий ежегодно растет на сумму, кратно превышающую все глобальные продажи украшений с искусственными бриллиантами».

Дисконт стоимости искусственных алмазов к природным сократился с 15–20% в 2015–2018 годах до 99% в 2024 году, подсчитал Тахиев из «Алросы». «Экспорт искусственных бриллиантов из Индии, где также производится их огранка, упал в ценовом выражении с $1,72 млрд в 2022 году до $1,37 млрд в 2023-м, а в нынешнем, как ожидается, может снизиться до $1,2 млрд», — продолжает он.

Китаю нужен люкс

Еще одной из причин кризиса в алмазной отрасли считается снижение спроса в Китае, но собеседники Forbes с этим не согласны. 

«Серьезные объемы люксовых товаров  китайские потребители, а также «челноки» из Китая покупают в странах, где такие товары стоят до 20–30% дешевле, — в Японии, Корее или Европе, поэтому официальная статистика их не учитывает, — говорит Тахиев из «Алросы». — Во время ковида внешние поездки сошли на нет, люкс покупали внутри Китая, таким образом была создана высокая база. С 2024 года ограничения были сняты и китайцы снова вернулись к традиционным местам покупок люкса, что показало падение внутренних продаж по сравнению с 2022–2023 годами».

 

«Мы оценивали рынок спроса на все типы ювелирных украшений в $370 млрд в год, доля Китая — около $110 млрд, из них порядка $8 млрд — бриллиантовые украшения, купленные в самом Китае, и, оценочно, до $10–12 млрд — стоимость товаров, купленных за рубежом китайскими гражданами», — добавляет он. 

С этим согласен Красноженов из Альфа-банка. «Китайское потребление люкса никуда не исчезло, а просто произошла смена локации покупок», — говорит он. 

Когда закончится кризис

Если в 2025 году мы увидим ускорение экономического роста в США, Индии и Китае, то это может способствовать восстановлению спроса и цен на алмазы и бриллианты, считает Скрябин из «Альфа-Капитала». «Однако такие прогнозы могут быть избыточно оптимистичными, особенно в свете потенциальных угроз новых торговых войн», — добавляет он.

Принимая во внимание постепенное «рассасывание» избыточных запасов в индийском ограночном секторе и сильный спрос на ювелирные изделия в США, можно с осторожностью ожидать восстановления мирового рынка алмазов уже в 2025 году, говорит Данилов из «Велес Капитала».

 

Так как проблема на алмазном рынке была прежде всего в запасах, то для ее «лечения» поставщики приняли верное решение — дать возможность огранке использовать свои накопленные запасы и не накачивать алмазами гранильный сектор через обвал цен, говорит Тахиев из «Алросы». «По нашим оценкам, уровень запасов у огранщиков придет к нормальным значениям в течение ближайших кварталов, а во второй половине 2025 года возможно образование дефицита камней на рынке, поскольку добывающие компании сохранят добычу на уровне на 20–25% ниже доковидного — примерно 110 млн карат», — заключает он.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+