Bloomberg рассказал о практически полном переходе Норвегии на электромобили
Норвегия уже в 2025 году может стать первой страной в мире, где автомобили с двигателем внутреннего сгорания исчезнут из продажи, сообщил Bloomberg. Стремительному внедрению электромобилей способствовали стимулы и ограничения, введенные правительством. При этом эксперты признают, что электрификация дорожного транспорта не оказалась идеальным решением для городов и воздух в них не стал намного лучше
Норвегия завершает переход от автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) к электромобилям, сообщил Bloomberg. В октябре 2024 года на электромобили пришлось 94% продаж новых автомобилей. Уже в 2025-м Норвегия может стать первой страной в мире, где автомобили с ДВС исчезнут из продажи.
Hyundai Motor и Stellantis (бренды Peugeot, Opel и Fiat) прекратили продавать в стране свои модели с ДВС в 2023 году. Audi продает только «заряженные» спорткары для энтузиастов, а ее материнская Volkswagen почти полностью перешла на продажи электромобилей. Toyota все еще продает гибриды, но наращивает предложение электромобилей.
В результате, отмечает Bloomberg, Tesla заменила Toyota и VW в качестве самого популярного автомобильного бренда в Норвегии. На рынке расширяется присутствие китайских производителей электромобилей, таких как Nio и BYD. Если 10 лет назад в стране в продаже были доступны 10 моделей электромобилей, то сейчас более 160.
Продвижение электромобилей в Норвегии началось в 1990-х. Правительство стимулировало их покупку: на электромобили был отменен налог на добавленную стоимость, им был разрешен проезд по выделенным полосам, парковка почти везде стала бесплатной, с водителей не взималась плата за использование паромов или платных дорог. К этим «пряникам» добавился «кнут», отмечает Bloomberg: в 2021 году правительство ввело более высокие регистрационные сборы за транспортные средства с ДВС.
Эти стимулы сделали выбор в пользу электромобилей очевидным для все большего числа норвежцев, несмотря на риски, связанные с разряженной батареей зимой, или необходимость заряжать ее по полчаса на АЗС. «Не думаю, что норвежцы больше американцев хотят стоять в очередях, но нас заставляют это делать», — признал директор Норвежской дорожной федерации Ойвинд Сольберг Торсен. Приходится планировать поездки заранее и брать с собой работу или развлечения, чтобы скоротать время во время зарядки или ожидания в очереди на нее. Владельцы зарядных станций увидели в этом потенциал. Сеть Circle K, к примеру, не только обновила зоны отдыха, добавила розетки для ноутбуков и телефонов и установила бесплатный Wi-Fi, но и значительно расширила меню предлагаемых блюд и напитков.
Всего в Норвегии уже насчитывается 29 473 общественных зарядных устройства.
Тем не менее внедрение электромобилей не обошлось без проблем. Bloomberg отмечает, что водители не покупают батареи, бывшие в употреблении, и уж тем более не платят за их утилизацию. «Вождение электромобиля — это только часть экологического уравнения. Клиенты должны вносить свой вклад в расходы по переработке авансом», — отметил директор одной из авторазборок.
Кроме того, электрификация дорожного транспорта не стала «идеальным решением» для городов, признал главный инженер Осло по качеству воздуха Тобиас Вольф. В столице Норвегии электромобили составляют 40% городского автопарка и концентрация оксидов азота, вызывающих смог, в воздухе действительно снизилась, но твердые частицы из-за износа дорог и шин остались. Электромобили не усугубили проблему, но и не привели к значительному улучшению ситуации, отметил Вольф. «Качество воздуха — сложная штука», — резюмировал он.
А кроме того, есть еще привычки и ностальгия. «На рыбалку я езжу на старом VW, потому что он более практичен», — рассказал Bloomberg студент Сондре Бьорнстад Норен. А работник Национального музея Норвегии Фроде Мир обратил внимание на звук, который издает его Ferrari. При этом он признал: «На днях кто-то закидал мою машину яйцами. Мне было так неловко».