К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Дешевле воды: почему из аптек пропадает физраствор

Фото Getty Images
Фото Getty Images
В последние недели как розничный, так и госпитальный сегменты фармацевтического рынка испытали дефицит одного из самых дешевых, но очень важных лекарственных препаратов — физраствора. Провизоры и доктора забили тревогу, а аналитики посчитали, что крупнейшие производители этого несложного препарата снизили в I-III кварталах его поставки на 40-50% год к году. Производители объясняют сложившуюся ситуацию низкими, иногда ниже себестоимости, ценами. Между тем без достаточного количества физраствора медицинская система функционировать не может

В конце октября в регионах забили тревогу — стало невозможно купить физиологический раствор. О его дефиците посыпались сообщения из Тюменской, Свердловской и Челябинской областей и Пермского края. Нехватка коснулась не только аптек, но и крупных столичных больниц. Как рассказали Forbes в пресс-службе группы компаний «Медси», «дефектура (отсутствие в продаже необходимого медикамента. — Forbes) отмечается, но до критических показателей пока не доходит».

Физраствор — дешевый препарат. Он состоит из обычной очищенной воды для инъекций и 0,9% хлорида натрия (NaCl), который в быту называют поваренной солью. Но как лекарственный препарат физраствор очень важен. Заместитель медицинского директора «Медси» Ксения Шеховцова объяснила Forbes, в чем заключается его важность: «Большое количество лекарственных препаратов для парентерального применения (минуя желудочно-кишечный тракт, например, при помощи инъекций. — Forbes) разводятся физраствором как универсальным растворителем. Также физраствор используется в комплексной терапии при потере крови во время оперативных вмешательств, травм, а отсутствие физраствора может привести к критическому снижению доступности лекарственной терапии, особенно для стационарных пациентов».

Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

«Инфузионный раствор натрия хлорида — это препарат, без которого система здравоохранения функционировать не может, — утверждает директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов. — Это один из базовых продуктов, который используется в большинстве медицинских процедур в лечебно-профилактических учреждениях».

 

Беспалов также сообщил Forbes, что «объем физраствора, который в текущем году получила система здравоохранения, заметно ниже существующей потребности». По его подсчетам, за I-III кварталы этого года рынок получил всего 27,7 млн упаковок. Это на 45% меньше, чем за аналогичный период предыдущего года. Суммарная годовая потребность в препарате в нормальных условиях работы системы здравоохранения составляет 50-60 млн упаковок, но в текущем году рынок получит в лучшем случае 37-38 млн упаковок, прогнозирует Беспалов.

Что произошло? «Причина сокращения объемов отгрузок, скорее всего, в резком росте расходов на производство, — считает аналитик. — Притом что рентабельность очень низкая, а цена регулируется государством». По словам Беспалова, «в текущем году практически все крупные производители инфузионных растворов натрия хлорида сократили объемы выпуска на 40-50%. С точки зрения натурального объема производства в I-III кварталах 2024 года лидировали «Гротекс» (юридическое лицо компании Solopharm, 44% общего объема), «Фармасинтез» (29%) и «Мосфарм» (9%). «Первые две компании сократили поставки на 55% и 42% соответственно, а «Мосфарм» уменьшил выпуск на 14%», — говорит Беспалов.

 

Ведущие производители ответили на запрос Forbes о причинах снижения выпуска физраствора уклончиво. В пресс-службе «Гротекс» сообщили, что «производство физрастворов, которые внесены в список жизненно необходимых и важнейших препаратов, не было приостановлено и не планируется к остановкам в будущем». «Производство инфузионных растворов на нашем заводе идет в плановом штатном режиме, и мы обеспечиваем стабильные поставки препаратов, — отметили в пресс-службе. — На протяжении последних трех лет компания ежегодно производит порядка 55-60 млн упаковок в год».

В пресс-службе группы компаний «Фармасинтез» Forbes ответили, что «в объемах (литрах) выпуск не снизился и полностью соответствует запланированным показателям на 2024 год». «Стоит отметить, что, несмотря на снижение объемов поставок натрия хлорида как естественного следствия изменения производственного фокуса, общий литраж и объем производства компании не только остаются на уровне, но и отмечается рост производительности», — сообщили в холдинге.

Обе компании посетовали в своих ответах на сложности, с которыми они сталкиваются в производстве физраствора. «Компания Solopharm не может нарастить свои мощности по производству инфузионных растворов в связи с производительностью линий, — сообщили в «Гротекс». — При этом хотим отметить, что завод работает круглосуточно и ежедневно». А в «Фармасинтезе» пожаловались, что «физрастворы, такие как натрий хлорид, остаются нерентабельными для производителей, однако в случае изменения ценовой политики со стороны Минздрава или ФАС «Фармасинтез» готов оперативно нарастить их производство».

 

Попросивший об анонимности топ-менеджер одного из крупнейших фармацевтических дистрибьюторов описывает ситуацию с дефицитом физраствора просто: «Физраствор — это ЖНВЛПэшный (то есть включенный в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. — Forbes) продукт, и из-за установленной Минздравом низкой цены его производство находится или на грани рентабельности, или нерентабельно». По его словам, «изменение цен ЖНВЛП возможно только при риске дефектуры». Иными словами, если регулятор видит нехватку препарата на рынке, запускается процесс пересмотра обоснованности цены. «И крупные производители, если они хотят воздействовать на Минздрав и сохранить продукт на рынке, вынуждены эту дефектуру самостоятельно создавать, — говорит источник Forbes. — Они пытаются следовать процедуре, которую установило само государство, и будут для изменения цены намеренно сокращать производство». Когда же производители ссылаются на загруженность мощностей, объясняет он, это означает только то, что их мощности заняты другими, более рентабельными продуктами.

Собеседник также отмечает, что нередко производители физраствора жалуются на то, что его цена чуть ли не меньше цены обычной питьевой воды, притом что сложность в производстве несопоставимая: воду просто разливают в бутылки, а тут производитель должен совершить много действий. Forbes просмотрел несколько аптечных сайтов, и в аптечной сети «Апрель» флакон физраствора объемом 400 мл стоил 67 рублей (в наличии не было), в сети АСНА — 60 рублей, в «Самсон Фарме» — 72 рубля.

Беспалов из RNC Pharma считает, что «ситуацию может изменить только индексация цены в госреестре, и это можно сделать довольно быстро, но потребуется время на то, чтобы физически произвести необходимый объем препаратов». «В принципе проблему можно закрыть за пару месяцев, — прогнозирует он, — если регуляторы подключатся и отреагируют быстро».

Forbes обратился с запросом в Росздравнадзор, контролирующий предельные отпускные цены на препараты из перечня жизненно необходимых, но на момент публикации ответа не получил.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+