«Коммерсантъ» узнал о повышении ставок грузовых и пассажирских перевозок с декабря
ФАС подготовила проект распоряжения об одномоментной индексации тарифов на железнодорожные перевозки грузов и пассажиров с 1 декабря, узнал «Коммерсантъ». Согласно документу, ставки для грузовых перевозок увеличатся на 13,8%, для пассажирских — на 11,6%. РЖД объясняет повышение тарифов необходимостью исполнять обязательную инвестиционную программу на 2025 год
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовила проект распоряжения, в соответствии с которым тарифы на железнодорожные перевозки грузов и пассажиров будут одномоментно проиндексированы с 1 декабря. С сопроводительными документами к проекту ознакомился «Коммерсантъ». Параметры проекта подтвердил источник газеты в ФАС.
Согласно документу, тарифы на перевозки грузов вырастут с декабря на 13,8%. При этом имеющиеся надбавки — 1,5% на корректировку налогового законодательства, 7% на капремонт и 1% на транспортную безопасность — с 1 декабря закрепят в прейскуранте на постоянной основе и включат в индексируемую базу. Ранее предполагалось, что со временем эти надбавки могут быть отменены. В РЖД повышение тарифов объясняют необходимостью исполнять обязательную инвестиционную программу на 2025 год, пишет газета.
Тарифы на перевозки пассажиров в плацкартных и общих вагонах будут увеличены на 11,6%, следует из документа. В нерегулируемом сегменте, который включает в себя купе, спальные вагоны и вагоны класса люкс, Федеральная пассажирская компания, принадлежащая ОАО «РЖД», также проиндексирует тарифы на 11,6% по своему решению, говорится в документах. В аппарате профильного вице-премьера Виталия Савельева, Минтрансе, ОАО «РЖД» и ФАС отказались от комментариев для «Коммерсанта».
Кроме того, предусматривается точечное повышение отдельных тарифов. В частности, с января тарифы на перевозки контейнеров и минерально-строительных грузов повысятся на 5%. Ставки на порожний пробег увеличатся на 10%, однако эта мера будет распространяться только на полувагоны, платформы и крытые вагоны. Как поясняется в документах, повышение тарифа на порожний пробег станет «инструментом более справедливого распределения экономического эффекта для участников транспортного рынка». В 2023 году ключевые операторы получили около 230 млрд рублей прибыли, при формировании ставок за предоставление вагонов они ориентируются прежде всего на свою целевую доходность, отмечается там. При этом решение не отразится на перевозках нефтепродуктов, указано в документах.
В сентябре газета со ссылкой на источники в отрасли писала, что РЖД предлагали два варианта повышения тарифов: либо суммарно проиндексировать тарифы на 17,2%, но индексацию на 3,6% провести уже с 1 ноября 2024 года, а с 1 января 2025 года доиндексировать еще на 13%, либо провести индексацию в один этап — с 1 января, но на 22,7%. Как отметили тогда в компании, первый вариант позволит обеспечить минимальное финансирование инвестпрограммы РЖД на 2025 год в объеме 1,1 трлн рублей. Второй же вариант позволит профинансировать программу в полном объеме в 1,8 трлн рублей.