Предприниматели оценили влияние теневого сегмента на их бизнес
Большинство предпринимателей считают теневой бизнес препятствием для развития белых компаний, следует из результатов опроса Торгово-промышленной палаты. По мнению почти половины респондентов, влияние теневого сегмента значительно, еще 27% опрошенных называют упущенную выгоду от деятельности нелегального бизнеса «огромной». Опрошенные «Ведомостями» эксперты среди причин ухода бизнеса в тень называют избыточное регулирование и повышение налоговой нагрузки
Большинство предпринимателей считают теневой бизнес препятствием для развития их собственных компаний. Об этом сообщили «Ведомости» со ссылкой на результаты опроса «Бизнес-барометр страны», который проводила Торгово-промышленная палата (ТПП). Согласно результатам исследования, почти половина опрошенных называют влияние теневого сегмента значительным, еще 27% утверждают, что упущенная выгода в результате деятельности нелегального бизнеса оказалась «огромной». При этом 13% респондентов отметили, что присутствие теневиков им «абсолютно не мешает».
Газета уточняет, что опрос на тему нелегального бизнеса в рамках ежегодного исследования состояния деловой среды проводился впервые. В нем приняли участие 20 319 респондентов — в основном учредители и собственники предприятий, а также представители высшего и среднего руководства. Опрос проводился в сентябре–октябре.
Согласно результатам опроса, каждый второй предприниматель (51% респондентов) сталкивался с нелегальным бизнесом в своей сфере. По мнению 40% среди тех, кто ответил положительно, доля теневого сегмента в их сфере деятельности не превышает 10%. Меньшая часть опрошенных (7%) убеждена в доминирующем положении теневого бизнеса. Среди признаков теневого сегмента респонденты выделили отсутствие регистрации (47%), неуплату налогов (44%), отказ от получения разрешений (41%) и серые зарплаты (34%). К сигналам о нахождении бизнеса в серой зоне предприниматели отнесли выдачу импортной продукции за произведенную в России, участие контрафакта в госзакупках, расчеты переводом на карту, а также привлечение самозанятых, пишут «Ведомости».
По мнению вице-президента ТПП Елены Дыбовой, распространение теневого бизнеса связано с самозанятостью. По данным Минэкономразвития, число зарегистрированных самозанятых по состоянию на конец июня 2024-го составило 10,48 млн человек, в то время как по итогам всего 2023 года их число не превышало 8,07 млн человек.
Дыбова обратила внимание на то, что специальный налоговый режим не должен применяться на одних и тех же товарных рынках, поскольку это может создавать разные условия ведения бизнеса. В качестве примера злоупотребления самозанятостью она привела оказание услуг без должного образования косметологами и репетиторами, что, по ее словам, является «разрушением профессиональных основ любого рынка и любого бизнеса». По словам Дыбовой, ТПП получила по этому вопросу поддержку ФАС, которая признала, что эта ситуация «противоречит закону о конкуренции». ТПП также обращалась в Минэкономразвития, пишет газета. Минэкономразвития, ФНС и Росфинмониторинг на запросы «Ведомостей» не ответили.
По мнению директора Высшей школы экономики и бизнеса РЭУ им. Плеханова Дмитрия Завьялова, компании, которые работают вбелую, из-за теневого бизнеса могут страдать от неконкурентных цен и подделок их продукции: «когда покупатели подделок отворачиваются от настоящего бренда, виня производителя в ухудшении качества продукции», отметил эксперт.
Дыбова прогнозирует усугубление разрастания теневого бизнеса на фоне увеличения налоговой нагрузки: с 1 января 2025 года ставка налога на прибыль повысится до 25% с действующих 20%. Директор Центра конъюнктурных исследований ИСИЭЗ НИУ ВШЭ Георгий Остапкович согласился, что рост неформального бизнеса зачастую связан с увеличением налогообложения. Среди других причин ухода бизнеса в тень директор Центра исследования экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев называет избыточное регулирование.
Налоговый режим самозанятости стал доступен в России с 1 июля 2020 года. Самозанятые платят 4% с доходов, полученных от работы с физлицами, и 6% — с доходов от юрлиц и индивидуальных предпринимателей (ИП). Других обязательных платежей нет. За 2022 год число самозанятых, по данным ФНС, увеличилось в 1,7 раза, до 6,5 млн человек, а их общая выручка составила 125,8 млрд рублей. По данным ФНС на 1 сентября 2023 года, самозанятые россияне заплатили НПД в объеме 35,5 млрд рублей, что на 56% больше, чем за тот же период прошлого года. За время действия НПД самозанятые заработали 2,62 трлн рублей, в том числе 827,97 млрд рублей в 2023 году.