UC Rusal выдвинул новые обвинения против Потанина в суде Лондона
Судебное разбирательство между UC Rusal и миллиардером Владимиром Потаниным в Высоком суде Лондона длится с осени 2022 года. Тогда UC Rusal обвинил основного владельца «Норникеля» в том, что под его руководством компания утратила ряд важных активов. В октябре UC Rusal дополнительно обвинил Потанина в выводе средств из «Норникеля» через платформу «Атомайз» и программу мотивации для сотрудников компании «Цифровой инвестор».
Блокчейн-платформа «Атомайз» в феврале 2022 года первой в стране получила от Банка России статус оператора информационной системы по управлению цифровыми финансовыми активами (ЦФА). В иске, с текстом которого ознакомился Forbes, говорится, что «Норникель» под руководством Потанина вложил в «Атомайз» минимум $24,6 млн.
По заявлениям UC Rusal, по состоянию на октябрь 2020 года «Норникелю» принадлежало 49% «Атомайза», а остальные 51% — фонду из консорциума международных инвесторов, в числе которых была компания Whiteleave Потанина (она также выступает соответчиком в судебном разбирательстве). В 2022 году консорциум инвесторов покинул проект и контроль получил Потанин. UC Rusal считает, что на самом деле Потанин изначально владел контролем в «Атомайз», что являлось конфликтом интересов, поскольку миллиардер совмещал роли инвестора «Атомайза» и гендиректора «Норникеля». Компания подозревает, что эта схема была использована с намерением избежать заключения «Атомайзом» сделок со взаимосвязанными лицами. В соответствии с акционерным соглашением, заключенным между UC Rusal, Потаниным, а также структурами Романа Абрамовича и его партнеров в 2012 году (и истекшим в 2022-м), такие сделки требовали согласования с партнерами по акционерному соглашению.
Программа «Цифровой инвестор» была утверждена в 2022 году и запущена в 2023-м, и приказ о ее реализации подписал лично Потанин, указывает UC Rusal. В интервью РБК в сентябре 2022 года Потанин объявил о программе «народного капитализма» в «Норникеле» и в качестве конечной цели назвал увеличение доли частных инвесторов, в том числе среди трудового коллектива. Суть программы заключается в предоставлении сотрудникам компании определенного количества ЦФА. Каждый токен представляет собой эквивалент 100 обыкновенных акции «Норникеля», который дает его владельцу право на получение дивидендов, а по истечении пяти лет — денежных выплат в результате погашения.
UC Rusal считает эффективность программы ограниченной из-за ограниченных дивидендов, выплачиваемых «Норникелем» (9,15 рубля на акцию), и низкой стоимости токенов (9900 рублей), выделенных каждому работнику (от 2 до 10 токенов в зависимости от стажа). При этом, отмечает UC Rusal, программа реализуется в контуре компаний Потанина. Для участия в программе сотрудникам нужно было перевести зарплатный счет в Росбанк. Эмитент токенов — подконтрольная Потанину компания «Цифровые активы», которая приобрела под программу 0,247% акций «Норникеля» на 6 млрд рублей. Право голоса по акциям также принадлежит «Цифровым активам», тогда как владельцы токенов не приобретают каких-либо прав акционера, а торговля токенами происходит на платформе «Атомайз».
«Таким образом, финансируя приобретение токенов своими работниками, «Норникель» в конечном итоге финансирует покупку «Цифровыми активами» акций «Норникеля», — отмечается в иске. — Потанин таким образом получает значительную выгоду за счет «Норникеля» и его акционеров в целом».
UC Rusal требует у суда обязать Потанина покинуть должность гендиректора «Норникеля», возместить ущерб и принудить Whiteleave Holdings Limited продать UC Rusal часть акций «Норникеля» на условиях, определенных акционерным соглашением 2012 года. Согласно соглашению, в случае существенных нарушений провинившаяся сторона обязана продать другим участникам 7,5% акций «Норникеля» с 25%-ным дисконтом к рынку или 1,875% за $1. В настоящее время «Интерросу» Потанина принадлежат 37% акций «Норникеля», UC Rusal через материнскую «ЭН+ Груп» владеет 26,39%.
Еще раньше, в марте 2024 года, UC Rusal конкретизировал эпизоды по иску 2022 года, которые, по его мнению, доказывают нарушения Потаниным акционерного соглашения. UC Rusal тогда обвинил Потанина в выводе из «Норникеля» по заниженной цене стратегических активов: его логистического подразделения «Логистик-Центр», строительного подразделения «Промышленная строительно-монтажная компания» (ПСМК) и основного перевозчика аэропорта Норильска — авиакомпании «НордСтар». Рыночная стоимость каждой компании превышала $5 млн, поэтому их продажа требовала согласования с акционерами, утверждает UC Rusal. Оценка активов была искусственно занижена, после чего компании были проданы без согласия партнеров Потанина, следует из иска. «Норникель», по данным UC Rusal, выручил за все три компании 387 млн рублей, в то время как новые бенефициары получили почти в 100 раз больше — 30 млрд рублей в виде дивидендов. Двое из приобретателей этих активов — Алексей Трофимов и Дмитрий Родов вошли в рейтинг Forbes по уплаченному НДФЛ.
Кроме того, UC Rusal обвинил Потанина в выводе средств из «Норникеля». Он утверждает, что в 2013 году «Норникель» продал структурам компании United Capital Partners (UCP) примерно за 2,75 млрд рублей (около $85 млн) негосударственный пенсионный фонд (НПФ) «Норильский никель», который в ходе сделки был переименован в НПФ «Наследие». Согласно поданному UC Rusal иску, в дальнейшем выяснилось, что в рамках сделки существовал еще и договор, по которому UCP дополнительно выплатила около $195 млн юридическим лицам, связанным с Потаниным и Whiteleave, в том числе компании Moose Holdings. «Норникель» также в 2013-2015 годах выплатил компании Altan Capital Ltd за маркетинговые услуги $80 млн. Однако основная часть этих выплат ($56 млн) была перенаправлена Moose Holdings Потанина. Для выполнения своих обязательств Altan заключил соглашение с немецким брендинговым агентством Avantgarde на сумму $1,5 млн.
UC Rusal также обвинил Потанина в получении им и его близкими друзьями более $25 млн, которые «Норникель» выплатил в качестве благотворительных пожертвований после 2018 года.
Потанин обвиняется и в «ненадлежащем подходе к инвестициям и управлению рисками» и «плохом контроле за состоянием инфраструктуры «Норникеля»», что привело в мае 2020 года к разливу дизеля, из-за чего, по решению суда, компания выплатила рекордную компенсацию за загрязнение окружающей среды в размере свыше 146 млрд рублей (около $2 млрд) и потратила на ликвидацию последствий аварии еще 10 млрд рублей (около $150 млн). UC Rusal указывает в этой связи на еще один инцидент, произошедший в феврале 2021 года, когда в результате обрушения галереи Норильской обогатительной фабрики три человека погибли и пятеро получили ранения, а производство удалось полностью восстановить только спустя полтора года после аварии.
Представитель «Интерроса» сказал Forbes, что компания уже комментировала иск UC Rusal в апреле, ее позиция по данному вопросу не изменилась. Тогда «Интеррос» назвал претензии необоснованными. «По всем указанным сделкам менеджмент «Норникеля» представил результаты проверки Комитету по аудиту при Совете директоров, не выявившей никаких нарушений или ущерба для компании, — заявлял «Интеррос». — Считаем, что действия «Русала» направлены на усиление санкционных рисков для «Норникеля» с целью вынудить остальных акционеров компании предоставить «Русалу» дополнительные права, не предусмотренные корпоративным законодательством РФ».