Аналитики зафиксировали замедление темпов прироста новых продавцов на маркетплейсах
С начала года темпы прироста новых продавцов на маркетплейсах замедлились: за первые девять месяцев их число выросло на 17% против 38% в 2023-м, подсчитали аналитики. По их мнению, это связано с отсутствием свободных ниш и увеличением стоимости ведения бизнеса. Кроме того, у многих селлеров на маркетплейсах снизились и обороты. Эксперты предупреждают, что это может отразиться на обороте самих площадок, а также на росте рынка электронной коммерции в целом
С начала года число новых продавцов на маркетплейсах выросло на 17% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. К такому выводу пришли аналитики сервиса «Точка Маркетплейсы» после анализа базы селлеров за первые девять месяцев этого года. Результаты исследования есть в распоряжении Forbes. По данным аналитиков, прирост в 2024-м оказался почти в два раза меньше прироста в 2023 году (тогда он составил +38% к 2022 году).
«Мы видим, что темпы прироста селлеров действительно замедлились по сравнению с прошлым годом, но рынок продолжает расти. Вероятно, рынок уже прошел стадию активного роста, когда многие предприниматели стремились как можно скорее выйти в онлайн-продажи», — считает гендиректор «Точки Маркетплейсы» Константин Канивец. По его словам, на замедление прироста новых продавцов на маркетплейсах влияют в том числе отсутствие свободных ниш и увеличение стоимости ведения бизнеса. Канивец утверждает, что сейчас на маркетплейсы в основном выходят те, у кого есть стартовый капитал, четкая стратегия и понимание о логистике и закупке товаров.
Согласно результатам исследования, сильнее всего число новых продавцов с января по сентябрь выросло у «Мегамаркета» (+122,5%), «Яндекс Маркета» (+26,6%) и Wildberries (+24,7%). У Ozon в то же время прирост составил чуть более 3%. Число новых селлеров, напротив, снизилось у AliExpress и «Магнит Маркета» — на 29,8% и 6,4% соответственно, следует из результатов исследования. В пресс-службе Ozon «Коммерсанту», который тоже ознакомился с исследованием, сообщили, что по состоянию на конец июня на площадке работали 550 000 продавцов, на 60% больше год к году. В Wildberries отметили прирост числа селлеров на 32% в годовом выражении. В остальных маркетплейсах на запрос газеты не ответили.
При этом, по данным аналитиков, Ozon стал лидером по приросту среднего оборота (+31,02%). В абсолютных значениях лидером стал Wildberries: средний оборот у продавца на этом маркетплейсе составляет 716 325 рублей, хотя прирост составил 2,62%. Для сравнения, средний оборот селлеров на Ozon в два раза меньше — 359 588 рублей, говорится в исследовании. У остальных маркетплейсов средние обороты, напротив, снижаются: сильнее всего — у «Магнит Маркета» (-38,02%, до 133 102 рублей), следует из результатов исследования. По мнению аналитиков, такая динамика связана в том числе с ростом числа продавцов при сохраняющейся базе клиентов, из-за чего растет конкуренция.
«Коммерсантъ» со ссылкой на исследование Data Insight предупреждает, что снижение активности селлеров на маркетплейсах может сдерживать рост рынка электронной коммерции, поскольку именно продавцы выступают основным драйвером роста этого рынка. Гендиректор АНО «Цифровизация и новые технологии» Алексей Кожевников объяснил, что выплаты селлеров — основной прямой источник дохода маркетплейсов, который влияет на оборот самих площадок. По его мнению, нивелировать замедление прироста новых продавцов сможет развитие на маркетплейсах крупных игроков, которые будут реализовывать дорогие товары.