Продажи автомобилей с пробегом за три квартала 2024-го выросли на 1,3%
В России в сентябре 2024 года было продано 529 440 легковых автомобилей с пробегом, сообщили Forbes эксперты аналитического агентства «Автостат». Продажи за этот период оказались на 3,9% выше, чем в аналогичном месяце прошлого года (509 471 штука), но на 5,5% ниже, чем в августе этого года (560 033).
Темпы роста продаж по итогам девяти месяцев 2024 года еще скромнее: за январь — сентябрь россияне приобрели 4,38 млн легковых автомобилей с пробегом, что всего на 1,3% больше, чем за аналогичный период 2023-го (4,32 млн штук).
Лидерство среди марок на вторичном рынке сохраняет отечественная Lada: в первый месяц осени было куплено 127 465 таких подержанных легковушек (плюс 10,5% к сентябрю 2023 года). Второе место у японской Toyota, чей показатель составил 54 226 единиц (минус 8,3%). Далее следуют корейские бренды Kia и Hyundai (32 261 и 30 276 штук, или плюс 15,5% и 10,8% соответственно). Замыкает ТОП-5 японский Nissan с показателями 25 141 штук (минус 7,1%).
Самой популярной моделью среди подержанных легковых автомобилей в начале нынешней осени стал седан Lada 2107, причем это происходит уже восьмой месяц подряд. В сентябре россияне купили 11 771 вазовских «семерок», что на 32,6% больше сентября 2023 года. Далее следуют «корейцы» — Kia Rio (11 360 штук) и Hyundai Solaris (10 997), плюс 18,1% и плюс 16,4% соответственно. Четвертую строчку рейтинга сохранил хетчбэк Lada 2114 «Самара-2» (9948, минус 5,1%). Пятерку лидеров вторичного рынка завершает Ford Focus, сентябрьский результат которого составил 9711 единиц (минус 8,4%).
«Объем вторичного рынка в сентябре оказался ниже, чем в августе, но достигнутый результат можно считать хорошим, — комментирует руководитель пресс-службы «Автостата» Азат Тимерханов. — Во-первых, в августе на «вторичке» наблюдался необычно высокий спрос. Все дело в ожиданиях предстоящего повышения цен от введения нового утильсбора, в связи с чем рынок установил рекорд последних трех лет, было продано чуть более 560 000 штук. Во-вторых, рынок постепенно, но вышел в плюс. Ведь в I квартале было — минус 2,2%; в первом полугодии — минус 0,2%, а за девять месяцев уже стало плюс 1,3%. Вторичный рынок более стабильный, чем первичный. При этом они идут в одной связке: те, кто покупал новые автомобили, продавали свои старые».
«На рынке автомобилей с пробегом стагнация, — полагает директор направления автомобилей с пробегом автомобильного маркетплейса FRESH Максим Солодовник. — Она объясняется несколькими факторами. Первый — снижение покупательной способности населения. Второй — кредитная политика ЦБ и рост ключевой ставки в течение этого года. Третья причина — дефицит. Владельцы относительно свежих европейских, японских и корейских машин не спешат с ними расставаться, потому что не уверены, что китайская модель с доплатой окажется лучше».
«Можно сказать, что сейчас мы находимся в периоде коррекции рынка автомобилей с пробегом по его содержанию: доля привычных, старых брендов сокращается, а новые китайские марки еще не успели насытить рынок авто с пробегом, — согласен директор департамента автомобилей с пробегом «Рольф» Вадим Черноусов.
При этом стоимость автомобиля на вторичном рынке снижается. По данным «Автостата», средняя цена подержанного легкового автомобиля в сентябре 2024 года составила 1,47 млн рублей, этот показатель снижается уже седьмой месяц подряд. По отношению к сентябрю 2023-го падение составило 3,4%, или 52 000 рублей. Продолжающееся снижение средней цены на подержанные машины эксперты «Автостат» объясняют изменением структуры предложения на рынке и его смещением в сторону массовых брендов.
По мнению Солодовника, правильнее говорить не о средней стоимости авто, а о средней сумме сделки. «Чем чаще люди продают и покупают самые дешевые машины, тем ниже средняя сумма сделки. В России самая популярная марка в пробеге — Lada, причем наиболее востребованы снятые с производства модели вроде классического ВАЗ-2107 по цене около 150 000 рублей», — поясняет он.
«Одной из причин стагнации стал высокий спрос на новые автомобили в преддверии повышения утилизационного сбора, а также действия специальных предложений на покупку от дилеров и автоконцернов», — продолжает Солодовник. По его словам, в сегменте авто с пробегом не старше 15 лет за девять месяцев текущего года наиболее популярными у россиян были седаны — 33%, хетчбэки — 17% и внедорожники — 38%. «Если потребность в последних успешно закрывают китайские автопроизводители — модели Geely, Haval, Lifan и Great Wall, — то седанов и хетчбэков с пробегом из КНР еще недостаточно. В связи с чем популярные в сегменте новых авто «китайцы» пока не спасают вторичный рынок от снижения, так как занимают только 3% продаж», — резюмирует он.
По прогнозу «Автостата», объем рынка легковых автомобилей с пробегом составит 5,75—5,9 млн единиц, что будет соответствовать росту от 1% до 4%. В РОЛЬФ прогнозируют, что рынок б/у авто составит примерно 5,6 млн штук.