Приезжайте к нам на Соловки: самые дорогие речные круизы 2024 года
Общая вместимость круизного флота в России — примерно 20 000 мест, туристам доступны около 120 теплоходов. При этом флот сокращается быстрее, чем обновляется, ежегодное списание составляет пять-шесть судов, и к 2030 году он может сократиться на 50%, предупреждают эксперты из круизных компаний.
Пока теплоходов хватает, но если учитывать потенциальный спрос, с учетом тех туристов, которые захотят впервые попробовать этот вид путешествий, может возникнуть дефицит уже в ближайшее время, пояснила Forbes Светлана Гончарова, генеральный директор «Мостурфлота». По ее словам, отрасль остро нуждается в модернизации старого флота и строительстве нового.
«У судостроителей есть запрос на строительство в основном скоростных судов, но туристам такие не нужны — они, наоборот, хотят медленно плыть по реке, чтобы любоваться природой и достопримечательностями», — замечает Сергей Ромашкин, вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР).
Запуск «Жириновского»
Один из самых ожидаемых новых лайнеров в навигации 2025 года — теплоход «Владимир Жириновский» класса «река-море», который в начале этого года неожиданно переименовали. Раньше он назывался «Петр Великий», сдать его планировали еще в 2019-м. Но на астраханском судостроительном заводе «Лотос» сдачу несколько раз переносили. Теперь отдать судно заказчикам планируют в начале 2025 года. Летом появились сообщения, что теплоход будет ходить по Каспию с заходом в Казахстан, Туркмению и Иран.
Светлана Гончарова в разговоре с Forbes уточнила, что у «Мостурфлота», который будет оператором «Жириновского», есть несколько вариантов расписаний на навигацию 2025 года, в том числе и маршрут по Каспию. Однако есть вероятность, что в первый год «Жириновский» будет ходить только по рекам России. По ее словам, маршрут выберут в зависимости от того, «когда теплоход отдадут». И с ценами на новый лайнер компания еще не определилась: это будет зависеть от того, как подорожают продукты, топливо, зарплаты персонала и береговые услуги, которыми пользуются круизные компании.
Всего в 2025–2026 годах на российские реки и озера должно выйти восемь новых лайнеров, рассказывают в круизных компаниях. Среди них теплоход «Виктор Астафьев», который будет ходить по Енисею, — он рассчитан на 245 пассажиров и уже спущен на воду в Петербурге на Средне-Невском судостроительном заводе.
Кроме того, флот пополнится тремя кораблями проекта «Карелия»: первое из них «Николай Жарков» — он уже есть в продаже на следующий год. Например, круиз на этом судне из Москвы на Соловки на 15 дней стоит от 598 300 рублей на человека, но свободных мест на август уже нет — длинные маршруты обычно выкупаются заранее. Другой тур, из Москвы в Ростов-на-Дону на две недели, на том же «Жаркове» обойдется от 455 318 рублей за человека, осталось 20 свободных кают. Туристам обещают дизайнерские интерьеры, авторскую кухню с трехразовым питанием, включающим бокал алкоголя на ужин, экскурсии и оздоровительные услуги — все это входит в цену круиза.
Чем отличается отель от теплохода
Рост тарифов на круизы в 2024 году составил в среднем 15% к прошлому году, рассказал Forbes заместитель генерального директора компании «ВодоходЪ» Илья Суховольский. По его словам, средняя цена одного дня на лайнерах компании, которые по уровню сервиса соответствуют отелю три звезды, составляет 7000-9000 рублей на человека. В классе уровня четырехзвездочного отеля путешествие обойдется в среднем в 13 000 рублей на человека в день, в классе люкс — 21 000 рублей.
По данным Дениса Крейцберга, генерального директора маркетплейса «Круиз.Онлайн», средний чек на речной круиз в 2024-м повысился на 10-20% к прошлому году и составил 120 000-130 000 рублей. По его словам, в том числе на его платформе в этом году продавались речные круизы за 1,5-2 млн рублей.
«Однако это миф, что круизный отдых — дорогой, есть разные типы кают, в том числе бюджетные, есть короткие туры, доступные многим», — уверяет Гончарова. Если учитывать, что в цену круиза всегда входит трехразовое питание и почти всегда — ежедневные экскурсии во всех пунктах остановки теплохода, то цена выглядит адекватно, говорит она.
Теплоходы часто называют плавучими пансионатами, но у круизных компаний гораздо больше статей расходов, чем у отельеров. «К расходам гостиниц надо прибавить топливо, которое составляет 30-40% всех затрат, плату за стоянки, услуги по вывозу мусора и забор воды на борт», — объясняет генеральный директор «Мостурфлота».
Forbes вместе с круизным центром «Инфофлот» выбрал самые дорогие круизы по рекам России из тех, что купили туристы в навигацию 2024 года. Указана цена путешествия на двоих с учетом всех скидок, в нее включено трехразовое питание, экскурсии в местах стоянок и все развлечения на борту.