Грузоотправителям пообещали преференции в перевозках за взнос в капитал ВСМ
Государство решило привлечь к строительству высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва—Петербург грузоотправителей. Им предложено выкупить 5,8% головной компании концессионера за 19 млрд рублей. Взамен помимо дивидендов они получат приоритетный доступ к перевозкам 30 млн т грузов по северо-западному направлению
В уставный капитал АО «УК ВСМ Две столицы», которое является учредителем концессионера строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва—Санкт-Петербург, предполагается привлечь грузоотправителей, сообщил «Коммерсантъ» со ссылкой на совещание на эту тему в Минтрансе 4 октября.
Источник издания, знакомый с обсуждением, рассказал, что доля ГУП «Московский метрополитен» в АО с уставным капиталом 328,5 млрд рублей может составить 51,7% (соответствует взносу 170 млрд рублей), доля ОАО РЖД — 26,9% (88 млрд рублей). 51 млрд рублей (15,5%) внесут регионы России, 10 млн рублей (0,0031%) — управляющая компания ЗАО «Лидер».
Грузоотправители могли бы внести в уставный капитал 19 млрд рублей (5,8%). К проекту приглашают крупнейшие компании нефтегазового, горно-металлургического и химического секторов, отметил собеседник издания. В перечень рассматриваемых партнеров вошли «Роснефть», «Новатэк», «Лукойл», «Уралкалий», «Еврохим», «Фосагро», «Евраз», НЛМК, «Северсталь», UС Rusal, СУЭК, «Сибантрацит» и «Кузбассразрезуголь».
Представители крупной промышленности в основном не стали отвечать на запрос издания. Собеседник «Ъ» среди металлургов подтвердил факт получения предложения, а собеседник в химической отрасли уточнил, что подобные предложения компаниям были, но «без жестких условий и на добровольной основе».
В обмен на свой взнос грузоотправитель может получить, помимо дивидендов, приоритет при провозе 30 млн т грузов в порты Северо-Запада, которые должны образоваться в результате строительства ВСМ. Распределят эти 30 млн т пропорционально стоимости акций, принадлежащих грузоотправителю. Собеседник издания уточнил, что если акционеру будет не нужен приоритет, то он сможет перепродать долю, а с ней и приоритетное право.
Источник издания среди клиентов ОАО РЖД отметил, что пока будущая маржинальность северо-западного направления не выглядит безусловной для всех отраслей.
В апреле Владимир Путин поручил правительству в 2025 году выделить из Фонда национального благосостояния 300 млрд рублей на строительство ВСМ Москва — Санкт-Петербург. Вице-премьер Виталий Савельев оценил затраты на строительство в 1,5 трлн рублей, а вместе с сопутствующими расходами — в 1,755 трлн рублей. ВСМ длиной 679 км сократит время поездки между Москвой и Санкт-Петербургом до 2 часов 15 минут. Прогнозируемый пассажиропоток составит не менее 23 млн человек.