К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Игривое настроение: почему россияне потребляют все больше шампанского

Фото Silas Stein / DPA via Reuters Connect
Фото Silas Stein / DPA via Reuters Connect
В России стали производить заметно больше игристых вин, а россияне поменяли к ним отношение — теперь это не только напиток, который покупают, чтобы отметить Новый год. Шампанские вина «двигают» тихие, а отечественная продукция продолжает отвоевывать место у дорожающего импорта. Как игристое вино переходит из разряда праздничного в повседневное и почему мы будем пить его еще больше?

Алкогольные предприятия за первые восемь месяцев 2024 года выпустили 92 млн л игристых вин, что на 31,6% больше, чем годом ранее, сообщает Росалкогольтабакконтроль. За этот же период производство тихих вин увеличилось лишь на 9,5%, до 213 млн л. Ликерные вина показали наибольший рост, их выпуск увеличился почти в 1,6 раза, до 825 900 дал (1 дал — 10 л). Для сравнения: за весь 2023 год виноградных, игристых и ликерных вин (без учета виноналивов, т.е. любого вина, предназначенного для последующей переработки и налитого не в бутылки, а, например, в танкер или другие специальные емкости) составил 450 млн л — на 10% меньше, чем годом ранее, а именно игристых вин в прошлом году выпустили 141 млн л. В целом алкогольная отрасль за восемь месяцев 2024 года произвела 116,9 млн дал спиртосодержащей и алкогольной продукции (помимо пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи), что на 8,5% больше, чем годом ранее. 

Если производство тихих вин по итогам года вырастет до 7-10%, то рост игристых может составить все 30-35%, оценивает руководитель информационного центра WineRetail Александр Ставцев. По его словам, производство из винограда свежего урожая уже стартовало. Более скромный прогноз по игристым винам дает партнер агентства винного консалтинга Double Magnum Андрей Григорьев — рост около 15% за год. «Оценивать динамику производства пока рано — за восемь месяцев выпуск вырос на 30%, но это может быть связано с желанием виноделов запастись перед летним активным сезоном, производство неравномерно в течение года», — предупреждает он.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Тренд на пузырьки

Глобальный рынок вин находится на стадии перепроизводства, отмечает Григорьев, а игристые вина уже более 20 лет остаются единственной категорией, производство которой либо не снижается, либо даже демонстрирует рост. Спрос растет на более легкие и менее танинные слабоалкогольные вина, а игристое как раз соответствует запросам, и здесь российские тренды соответствуют мировым.

 

В последнее время в потреблении игристого вина в России принципиально изменилась сезонность, рассказывает Ставцев. «Если раньше напиток ассоциировался исключительно с Новым годом и 90% продаж приходилось на этот период, то теперь продажи за три летних месяца суммарно сравнялись с объемами реализации в декабре», — говорит эксперт. Последние годы игристое все больше потребляют не только по особым поводам, но и в повседневном режиме, для поднятия настроения, подтверждает Григорьев. Сейчас игристые вина все больше выступают в роли гастрономического сочетания с различными блюдам в повседневной жизни, подтверждает гендиректор винодельни «Фанагория» Петр Романишин.

С 2020 пандемийного года заметен небольшой рост продаж тихого вина и серьезный скачок игристого. С 2018 по 2023 год рост продаж вин составил 15%, оценивает руководитель Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз, правда, в основном из-за того, что средний класс осел в России и меньше стал бывать за рубежом. И сейчас рынок вина достиг своего пика, полагает эксперт. При этом, отмечает Дробиз, производство отечественных игристых вин все еще не достигло показателей 15-летней давности в более 200 млн л. «Можно сказать, игристые вина только восстанавливаются, есть, куда расти», — говорит Дробиз. 

 

Рост потребления качественных игристых вин — самостоятельный долгосрочный тренд, добавляет гендиректор «Игристых вин» Юрий Дудко: «Ему способствует и рост качества продукции, и развитие розницы, и формирование культуры потребления напитка, в том числе тенденция отказа части целевой аудитории от газированных слабоалкогольных напитков». Еще одна тенденция, по его словам, — рост потребления игристых вин с низким содержанием сахара. За 10 лет у «Игристых вин» доля брютов в объеме производства игристого выросла более чем в три раза. «Повысился спрос на категории брют и экстра брют, — подтверждает заместитель гендиректора компании «Кубань-Вино» Евгений Емельянов. — Изменилась в целом культура питья в стране, спрос на полусладкие игристые вина снизился. К примеру, в 2022 году производство игристых вин категории брют у нас [в компании] выросло почти на 100%, экстра брют — на 38%».

Против импорта и тихих вин

С 2023 года, руководствуясь протекционистскими соображениями, государство ввело ряд таможенных ограничений на вина из
«недружественных» стран, говорит Григорьев. Для некоторых видов алкогольных напитков меры фактически стали запретительными, например критическим становится пошлина в размере 20%, но не менее $1,5 за литр для вин стоимостью €2-3, говорит собеседник Forbes. Плюс в этом году, в мае, в три раза были повышены акцизы. Просекко в основном как раз поставляется из европейских стран, и то, что за рубежом стоило 200-300 рублей за бутылку, на полках российских магазинов реализуется уже более чем за 1000 рублей, делая вино малоконкурентным.

«Российские производители научились делать массовые игристые вина методом Шарма (или резервуарным, позволяющим наладить массовый выпуск. — Forbes), которые не уступают зарубежным по качеству, но оказываются дешевле», — добавляет Ставцев. В последний год отечественная продукция потихоньку вытесняет импортный сегмент из ценовой ниши до 1000 рублей. «Российский потребитель умеет выбирать качественное вино, и если бы предложение российских виноделов на текущий момент не было достойным, то и рост пошлин не заставил бы покупателей сделать выбор в пользу вин отечественного производства», — говорит Дудко.

 

Но пока что российские производители не готовы полностью закрыть потребности внутреннего рынка, отмечает Григорьев, — в стране просто не выращивается столько винограда, подходящего для производства игристых вин. Общая площадь виноградников — чуть более 100 000 га, причем не все из них плодоносят, и даже госпрограммы поддержки не привели к взрывному росту. В 2023 году было введено около 3000 га, из них 1500-2000 га — взамен старых. «А для полного ухода от импорта необходимо на 80% увеличить площади, что физически невозможно сделать за несколько лет», — оценивает Григорьев. Уже сейчас из-за этого возникают серые схемы, отмечает эксперт. Например, в мае этого года управление Россельхознадзора по Республике Дагестан обнаружило 1194 га виноградных насаждений, которые существовали только формально, они были вписаны в Федеральный реестр, однако физически отсутствовали. По сути, сырье завозилось откуда-то еще, что как раз и говорит о его нехватке, объясняет Григорьев.

Последние годы большое количество производителей вин запустили собственные линейки игристого, продолжает Григорьев. Наблюдается повышенный спрос на белые сорта винограда, пригодные для изготовления игристых вин, делится Ставцев: «Традиционно красные сорта были дороже, сейчас на первый план по цене и спросу виноделов выходят белые».

На июнь 2024 года, согласно данным NielsenIQ, игристое занимает 8,5% от продаж алкогольной группы в офлайне. Для сравнения: бренди занимает 10%, а виски — 7%. В целом на FMCG-рынке игристые из России занимают 53,1%, итальянские — 36,6%, французские — 3,8%, испанские — 3,2%. В топ брендов игристого в денежном выражении за 12 месяцев с июня 2023-го в России вошли Santo Stefano, «Абрау-Дюрсо», Martini, СТМ, Chateau Tamagne и «Лев Голицын», сообщают аналитики NielsenIQ.

Игристые вина отвоевывают долю рынка у тихих, увеличивая свою долю, утверждает Ставцев. «За три летних месяца 2024 года продажи тихих вин снизились на 1,3%, до 150 млн л, а игристых, наоборот, возросли на 10,6%, до 56 млн л. Думаю, что в ближайшие годы от соотношения два к одному в пользу тихих вин мы придем к сопоставимому объему продаж у обоих сегментов», — считает эксперт.

В 2023 году около 44,5% от общего объема произведенных «Кубань-Вино» вин — это игристые, делится заместитель гендиректора компании Евгений Емельянов: «В этом году ожидаем увеличение доли игристых вин до 46-48%». Завод «Игристые вина» выпустил за восемь месяцев года 17,3 млн л игристых вин (рост на 11% год к году). «Фанагория» за тот же период произвела более 262 000 дал игристых вин, и в целом по году ожидается увеличение выпуска игристых на 32%.

 

Динамика продаж игристого вина в России с июня 2023 по июнь 2024 года в денежном выражении выросла на 23,8%, в натуральном (литрах) — на 9,1%, сообщают аналитики NielsenIQ. Стоимость отечественного игристого вина, согласно данным Росстата, выросла с 459,58 рубля за литр в июле 2023 года до 498,97 рубля год спустя. Средневзвешенная цена на игристое (в офлайн-продажах), по информации NielsenIQ, увеличилась за год с июня 2023 года на 13,5%, с 535 до 608 рублей за литр. Дальнейший рост стоимости не будет критичным для потребителей, полагают опрошенные Forbes эксперты, и, скорее всего, не будет выходить за рамки инфляции. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+