Авиадиспетчеры пожаловались в Росавиацию на новую обязанность следить за птицами
Федеральный профсоюз авиадиспетчеров пожаловался в Росавиацию на новую обязанность следить за птицами на аэродромах. Требование «визуально наблюдать за птицами во время взлета и посадки воздушных судов» вступило в силу 1 сентября. По мнению авиадиспетчеров, эта обязанность отвлекает специалистов от выполнения основных обязанностей и накладывает на них ответственность за возможное столкновение самолета с птицей
Федеральный профсоюз авиадиспетчеров (ФПАД) обратился к главе Росавиации Дмитрию Ядрову и к собственному руководству (Госкорпорации по организации воздушного движения) с жалобой на необходимость следить за полетами птиц на аэродромах. С копией обращения ознакомился РБК.
«Правила борьбы с опасностью, создаваемой объектами животного мира на аэродромах гражданской авиации» вступили в силу 1 сентября. Они в том числе обязывают авиадиспетчеров вести «визуальное наблюдение за птицами во время взлета и посадки воздушных судов».
Как указывает президент ФПАД Сергей Ковалев, наблюдение за птицами противоречит требованиям других действующих федеральных авиаправил («Организация воздушного движения в РФ»). В них дается исчерпывающий перечень задач обслуживания воздушного движения, и наблюдение за птицами туда не входит, рассказал Ковалев РБК. Кроме того, по его словам, действующее законодательство не допускает возложение на авиадиспетчеров обязанностей, не имеющих прямого отношения к диспетчерскому обслуживанию.
Необходимость следить за перелетами птиц отвлекает авиадиспетчеров от их главной обязанности — визуально контролировать взлетающие воздушные суда и занятость взлетно-посадочной полосы, считает Ковалев. Кроме того, диспетчер должен информировать экипаж самолета о наблюдаемых птицах, согласно одной из норм, и запрещать взлет, согласно другой норме. При этом окончательное решение о взлете или посадке самолета всегда принимает только командир воздушного судна, а не диспетчер, напомнили в профсоюзе.
«Применение новых авиаправил <…> приведет к тому, что любое столкновение воздушного судна с птицей будет квалифицироваться как ошибка диспетчера, и возложению на него всей ответственности за последствия такого столкновения, в случае когда диспетчер не увидел птицу или птицы не было на момент разрешения взлета, но птица взлетела перед самолетом во время его разбега по взлетной полосе», — говорится в заявлении. В профсоюзе также опасаются, что новые правила снимают обязанность с аэропортовых служб заниматься борьбой с птицами. В Госкорпорации по ОрВД сообщили РБК, что не дают комментариев по данным вопросам. В Росавиации не ответили изданию на момент публикации.
В то же время в Шереметьево, Домодедово и Внуково заявили РБК, что новые правила не освобождают аэропортовые службы от борьбы с птицами на аэродромах. Представитель Домодедово пояснил, что сотрудники ОрВД должны будут наряду с сотрудниками оператора аэродрома наблюдать за птицами, а при обнаружении стаи птиц на полосе передавать сведения оператору. Основная нагрузка по орнитологическому обеспечению полетов как была на работниках аэропорта, так и осталась, сообщили изданию в пресс-службе Внуково.
В 2023 году было зафиксировано 1044 случая столкновений российских самолетов с птицами, 90 из которых привели к повреждению самолетов и были классифицированы как авиационные инциденты, следует из данных Росавиации, опубликованных в феврале. В 2022 году было зафиксировано 85 таких случаев. В то же время число добровольных сообщений экипажей об угрозе столкновений с птицами выросло до 1045 сообщений в 2023 году по сравнению с 941 сообщением в 2022 году.