РАО впервые раскрыло размер выплат «недружественным» правообладателям и иноагентам
РАО впервые раскрыло размер выплат правообладателям из «недружественных» стран и авторам-иноагентам. В 2023 году оно перевело на специальные счета типа «О» более 10,5 млн рублей. Забрать эти деньги правообладатели могут с разрешения правкомиссии по контролю за иностранными инвестициями, но шансы его получить «крайне низки», отмечают эксперты
Российское авторское общество (РАО) впервые раскрыло размер выплат правообладателям из «недружественных» стран и авторам, признанными иноагентами, за публичное воспроизведение их музыкальных произведений. Об этом пишут «Ведомости» со ссылкой на отчет о деятельности организации за 2023 год.
Согласно ему, в прошлом году РАО перевело специальные счета типа «О» 10,56 млн рублей. По указу президента от 27 мая 2022 года через такие счета проводятся расчеты с «недружественными» правообладателями, а также с российскими правообладателями, которые запретили использование своих произведений в России, поддержали санкции или дискредитировали российские власти и армию. Указ также касается авторов-иноагентов, отмечали в РАО.
Получить деньги со счетов типа «О» правообладатели могут только с разрешения правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций. Впрочем, авторы из «недружественных» стран вряд ли будут обращаться в правкомиссию, поскольку шансы на получение разрешения «крайне низки», отметил политолог Алексей Макаркин.
Общие выплаты РАО иностранным правообладателям, включая авторов из дружественных стран, составили 41,6 млн рублей, говорится в отчете. Это в два раза больше, чем в 2022 году, когда размер вознаграждений составил 20,7 млн рублей. Увеличение размера выплат иностранцам исполнительный директор РАО Алексей Карелов объяснил «адаптацией к новым реалиям».
Всего в 2023 году РАО собрало в интересах правообладателей 3,7 млрд рублей, что на 16% больше, чем в 2022-м. Сборы за публичное воспроизведение музыкальных произведений увеличились на 17%, до 2,8 млрд рублей, за воспроизведение музыки в составе аудиовизуального контента — на 16%, до 848 млн рублей.
Ключевыми драйверами роста стали увеличение спроса на российскую музыку и «повышение уровня юридической грамотности в сфере интеллектуальной собственности как со стороны правообладателей и авторов, так и со стороны пользователей», отметил Карелов.
Низкий размер выплат правообладателям из «недружественных» стран и иноагентам объясняется тем, что кинотеатры, рестораны и медиакомпании отказываются от воспроизведения их музыкальных композиций во избежание юридических и репутационных рисков, указал Макаркин. Собеседник газеты в одном из музыкальных лейблов подтвердил, что крупные теле- и радиохолдинги избегают ротации треков «недружественных» артистов.