Горящие нефтебазы: насколько серьезный вред наносят БПЛА нефтяной инфраструктуре
В открытых российских источниках практически не появляется детальной информации об ущербе, нанесенном нефтеперерабатывающим предприятиям атаками беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). По подсчетам Би-би-си (сайт заблокирован в России), с начала года ВСУ не менее 64 раз атаковали НПЗ и нефтяную инфраструктуру на территории России. «В последние месяцы беспилотники все чаще попадают по нефтяным объектам в южных регионах страны», — отмечает издание.
Всего с начала этого года российские НПЗ и нефтебазы подвергались атакам БПЛА не менее 60 раз, согласен специалист департамента стратегических исследований Total Research Николай Вавилов. Reuters насчитал 13 атак на российскую нефтяную инфраструктуру в июне — августе. В конце июня президент Украины Владимир Зеленский говорил, что нападению подверглось более 30 российских НПЗ, терминалов и нефтебаз, но не сообщил, за какой период времени это произошло.
Из самых заметных инцидентов, связанных в последнее время с российской нефтяной инфраструктурой, можно выделить три. Во-первых, произошедший 26 августа пожар на крупнейшем в России Омском НПЗ. Во-вторых, атака дрона 18 августа на принадлежащие Росрезерву склады с топливом в городе Пролетарск Ростовской области — их не могли потушить более двух недель. Площадь пожара, ликвидированного только 2 сентября, достигала 10 000 кв. м. В-третьих, повреждение Московского НПЗ.
По сообщению Минобороны России, в ночь на 1 сентября силы противовоздушной обороны отразили одну из самых массированных атак украинских беспилотников, в результате которой были уничтожены и перехвачены 158 дронов над 15 регионами, в том числе над Москвой. Тогда же мэр Москвы Сергей Собянин сообщил в своем Telegram-канале, что один из беспилотников повредил отдельно стоящее техническое помещение Московского НПЗ. Возгорание было локализовано, угрозы для людей и функционирования завода нет, написал Собянин. Однако Reuters со ссылкой на неназванные источники сообщил, что на МНПЗ была повреждена установка «Евро+» мощностью 6 млн т в год.
Инциденты с Омским и Московским НПЗ вызывают сдержанные опасения на рынке, сказал Forbes старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. На комплексную установку «Евро+» приходится половина мощностей по переработке нефти Московского НПЗ. Тем не менее, считает Блохин, умеренный характер повреждений позволяет рассчитывать на то, что выпадающие объемы производства могут вернуться на рынок уже через несколько недель.
«При этом у участников рынка нет практически никакой информации в отношении перспектив восстановления работы поврежденной ранее установки первичной переработки нефти АВТ-11 на Омском НПЗ, — говорит Блохин. — Пресс-служба предприятия сообщила, что этот инцидент не повлияет на производственную программу, а план по переработке будет выполнен за счет дополнительных перерабатывающих мощностей. Эти сообщения могут успокоить настроения на бирже, что, на наш взгляд, позволит сдержать рост котировок топлива в краткосрочной перспективе». Блохин отказался от дополнительных комментариев.
Пятьсот нефтебаз
Неопределенности добавляет географический разброс наносимых ударов. По степени влияния атак дронов на объем выпуска нефтяные компании можно разделить на три группы, говорил Forbes весной старший аналитик инвестиционного банка «Синара» Кирилл Бахтин. Первая группа — «Лукойл» и «Роснефть», их НПЗ попадали под удары дронов. Во второй группе оказываются «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть» — их предприятия находятся в зоне, где такие атаки могут произойти или уже предпринимались попытки. В третью группу входят «Татнефть» и «Башнефть» с заводами, которые территориально удалены от районов, где фиксировались инциденты.
Но в мае был атакован НПЗ «Газпром Нефтехим Салават» в Башкортостане, расположенный на расстоянии 1400 км от границы с Украиной, а президент Украины Владимир Зеленский спустя месяц заявил, что расстояние 1500 км для украинских дронов — не проблема. Загоревшийся в августе Омский НПЗ удален от границы на 2500 км. В СМИ появлялись сообщения как о наличии у Киева дронов, способных преодолевать такие дистанции, так и о том, что дрон мог быть запущен с территории другого государства или даже из России.
Эффективно защищать периметр объектов, расположенных на большой территории, крайне трудно в силу объективных причин, говорит Вавилов из Total Research. «В нашей стране примерно 500 нефтебаз, — поясняет эксперт. — Они делятся на несколько категорий: малые с объемом хранения до 10 000 куб. м нефтепродуктов, средние от 10 000 до 50 000 куб. м и большие — свыше 50 000 куб. м. Общее количество больших нефтебаз в стране — чуть менее 20. Такой стратегический объект со всей сопутствующей инфраструктурой занимает площадь примерно 153 000 кв. м. Для сравнения, площадь стандартного футбольного поля — 7140 кв. м. Значит, крупная нефтебаза занимает территорию примерно 22 футбольных полей. Средние нефтебазы занимают площадь примерно в два раза меньше, но таких объектов в стране сотни. Основная цель атак ВСУ на российские нефтебазы следующая: наращивая число ударов беспилотниками, вынудить Вооруженные силы России снять с фронта специальную военную технику для обнаружения БПЛА и в комплекте с зенитно-ракетными комплексами передислоцировать их для защиты нефтяной инфраструктуры страны».
Другие эксперты по топливному рынку, к которым обращался Forbes, либо отказались от комментариев, либо согласились их предоставить на условиях анонимности, ссылаясь на деликатность темы.
Вероятно, атаки преследуют двоякую цель: затруднить поставки топлива для российских вооруженных сил и создать напряженность на внутреннем рынке бензина, сказал Forbes один из экспертов, пожелавший остаться неназванным. «Тема роста цен на бензин всегда являлась чувствительной для населения, их избыточный рост мог бы стать поводом для недовольства, — поясняет эксперт. — При этом в последние месяцы в большей степени страдают нефтебазы, что может быть связано как с усилением защиты на НПЗ, так и с тем, что украинская сторона хочет сфокусироваться на нанесении ущерба снабжению». По данным информагентства «Девон», в России 30 крупных НПЗ и порядка 80 мини-НПЗ.
«Атаки беспилотников не преследуют какую-то конкретную цель и не придерживаются определенной стратегии, — рассуждает другой эксперт, говоря на условиях анонимности. — Скорее всего, речь идет о попытках нанести с учетом имеющихся средств максимальный урон объектам, вовлеченным в производство и реализацию топлива на рынке и расположенным недалеко от границы. Это косвенно подтверждает то, что прилеты БПЛА вглубь страны остаются достаточно разрозненными. Поэтому сложно сказать, что в этих атаках прослеживается какая-то четкая тенденция, способная оказать прямое влияние на топливный рынок. Если стратегия ВСУ не изменится, атаки беспилотников существенным образом не повлияют на динамику цен на бирже».
Эксперт также замечает, что в последние несколько месяцев налеты производились в первую очередь на нефтебазы, а не на НПЗ. Поскольку такие атаки нацелены на топливный фонд и госрезервы не только гражданского, но и военного назначения, достаточно сложно оценить их реальный эффект на топливный рынок, говорит собеседник Forbes.
Меньше бензина
Атаки беспилотников на нефтяную инфраструктуру пока не оказывали серьезного влияния на рынок топлива, хотя и вызывали локальные перебои, сказал третий эксперт, также пожелавший остаться неназванным. Официальные данные закрыты; по его расчетам, объем выпуска бензина в январе — июле 2024 года практически не изменился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Эксперт напоминает, что в летние месяцы спрос на бензин традиционно находится на пике, который поддерживают проводимые в этот период плановые ремонтные работы на многих НПЗ. При этом, говорит эксперт, на 21 августа запасы бензина составляли 2,05 млн т, что соответствует уровню 2023 года. К тому же, напоминает он, правительство продлило до конца года эмбарго на экспорт бензина в качестве дополнительной меры по насыщению внутреннего рынка.
Правительство ввело запрет на экспорт бензина с 1 марта по 31 августа для «поддержания стабильной ситуации на топливном рынке в период повышенного спроса, связанного с весенними полевыми работами, сезоном отпусков и плановым ремонтом нефтеперерабатывающих заводов». Запрет был отменен на период с 20 мая по 30 июня, а затем разрешение на экспорт бензина было продлено еще на месяц — до конца июля. По августу решений не принималось и, соответственно, запрет на этот месяц был автоматически восстановлен. Затем запрет был продлен до конца года.
Цены на бензин АИ-95 на 3 сентября на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) составляли 72 207 рублей за тонну, снизившись с пика в 74 818 рублей 22 августа. А вот цены на бензин марки АИ-92 3 сентября находились на уровне 60 007 рублей за тонну, поднявшись на 10% с низшей точки 54 477 рублей 7 августа. Исторический рекорд стоимости АИ-95 на бирже был установлен 7 сентября 2023 года — тогда цена достигала 76 876 рублей за тонну. Ценовой рекорд для АИ-92 составляет 70 508 рублей за тонну, он был достигнут 18 сентября прошлого года.
По данным Росстата, средние цены на автомобильный бензин марки АИ-92 на АЗС России 26 августа составили 53,20 рублей за литр, поднявшись на 5,8% с декабря 2023 года, а на АИ-95 — 58,39 рубля за литр, увеличившись на 6,3% с конца прошлого года. По данным того же Росстата, инфляция с начала года по 26 августа составила 5,19%.
Росстат приводит данные, свидетельствующие о том, что рост цен на АЗС превысил уровень инфляции, но это, по словам третьего эксперта, связано с тем, что розничные цены слишком долго отставали от оптовых.
Пока что масштаб ущерба для российской нефтеперерабатывающей отрасли выглядит контролируемым, говорит первый эксперт. По его словам, оптовые цены на бензин сейчас находятся на высоких, хотя и нормальных по историческим меркам уровнях за счет сезонного повышенного спроса. А рост оптовых цен привел и к подъему цен в рознице выше уровня общей инфляции, отмечает эксперт.
Тот факт, что даже при действующем запрете на экспорт оптовые цены лишь стабилизировались, говорит о все еще сниженном объеме производства бензина, добавляет первый эксперт. С конца мая закрыта еженедельная статистика по производству топлива, напоминает он. «В середине мая производство бензина было на 12% ниже, чем в первую неделю января. Сейчас, судя по косвенным данным об объемах экспорта дизельного топлива и прочих нефтепродуктов и оптовым ценам на топливо мы полагаем, что производство бензина может быть все еще ниже, чем в январе, но уже примерно на 3%. Объемы нефтепереработки восстанавливаются за счет окончания ремонтов на ряде НПЗ», — говорит этот эксперт.