К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Конец романтики: почему ажиотаж вокруг глэмпингов пошел на спад

Глэмпинг «Лес и Море» на Алтае (Фото DR)
Глэмпинг «Лес и Море» на Алтае (Фото DR)
Только за последний год в России открылось 259 глэмпингов — гламурные шатры и домики в живописных местах полюбились многим путешественникам с самым разным доходом. Цена ночевки может колебаться от 5000 до 400 000 рублей, если в нее входят, например, трансфер на вертолете и питание по системе «все включено». Небольшие глэмпинги, как правило, открывают семейные пары, в том числе предприниматели без опыта управления отелями, и не у всех получается заниматься этим бизнесом — теперь им приходится продавать объекты или передавать в управление специалистам. Мода на глэмпинги у организованных туристов пошла на спад — туроператоры считают, что ценник у таких мест размещения часто завышен

Сейчас в России работает порядка 750 глэмпингов, а в 2020 году, когда начался бурный рост в этом сегменте, их было всего 150, поделилась с Forbes статистикой Жанна Кира, президент Ассоциации глэмпингов. Тогда отельеры, как правило, начинали с установки шатров и легких конструкций в красивых загородных локациях; теперь многие из них строят или достраивают  домики с отоплением. В 2024 году, по данным ассоциации, уже 67% турбаз нового типа могут принимать гостей круглый год.

Выбор у любителей отдыха на природе, действительно, заметно вырос. С 1 по 21 августа на платформе «Авито Путешествия» стало в 2,5 раза больше предложений посуточной аренды в глэмпингах, чем было в тот же период прошлого года, подсчитали для Forbes аналитики платформы. Год назад таких объявлений было 1501, а сейчас уже 3687.

Статистика бронирований на сервисе «Островок» тоже показывает рост популярности глэмпингов. Спрос в этом августе вырос на 74% к прошлому году. А средняя цена ночевки составляет 10 300 рублей, тогда как в прошлом августе была 9100 рублей. 

 
Forbes.Идеи для бизнеса
Канал о стартапах, новых идеях и малом бизнесе
Подписаться

Картинка не продает 

Однако мода на глэмпинги (от английского glamorous camping — гламурные кемпинги) у организованных туристов пошла на спад, такой отдых стало сложнее продавать, делится наблюдениями Сергей Ромашкин, генеральный директор туроператора «Дельфин» и вице-президент Ассоциации туроператоров России. На сайте его компании выставлены предложения четырех таких отелей, и в 2024 году не удалось продать туда ни одного тура. 

«Раньше можно было продать глэмпинг, показывая красивую картину, сейчас люди стали более придирчиво интересоваться сервисом, уникальностью места, — объясняет Ромашкин. — Глэмпингов стало много, ценник зачастую завышен, а туристы не готовы платить больше 10 000 рублей за ночь». 

 

По его словам, изначально идея была в том, чтобы ставить такие отели в природных заповедниках, уникальных местах, например, на труднодоступном Плато Путорана в Сибирском Заполярье. А сейчас пара домиков с красивым видом, построенных в дачном кооперативе, тоже называет себя глэмпингом, замечает он: «Я был в потрясающем мини-отеле в горах Алтая, там сутки стоят 400 000 рублей, в цену входит трехразовое питание и доставка на вертолете, иначе туда не попасть». Такие объекты, по его мнению, могут стоить этих денег.

В июле 2024 года министр экономического развития Максим Решетников на форуме «Путешествуй» сказал: «Инвесторы тоже должны понимать — был период какого-то романтизма, когда все решили попробовать с модульными отелями, потом мы видели, что часть отказалась, кто-то не справился и так далее. Поэтому исходите из того, что правильнее, если это будут какие-то сети, франшизы, пусть даже региональные. Потихоньку нужно формировать класс профессиональных инвесторов и управленцев глэмпингами». 

Крупным инвесторам не очень интересны глэмпинги с точки зрения экономики и прибыльности, говорят эксперты. И даже если в этот сегмент приходят не совсем дилетанты в отельном бизнесе, они быстро теряют интерес, замечает Ирина Мамай, владелица глэмпинга «Зеленая тропа» в Тульской области, работающего с 2018 года. «Обычным отелем управлять проще, чем глэмпингом — там линейные бизнес-процессы, а от нас ждут души, уникальности, ярких эмоций, а такое трудно масштабировать, это ежедневный рутинный труд», — говорит она. 

 

Семейная история 

Предприниматели, открывающие гламурные турбазы — обычно интеллигентные романтики, которые любят природу и хотят показать ее другим людям. Некоторых инвесторов привлекает кажущаяся простота входа на этот рынок и господдержка, которую в 2022 году начали выделять на строительство модульных отелей. В 2023-2024 годах на эти цели планируется выделить 8 млрд рублей. Государство собирается выделять гранты не только на жилые домики, но и на дополнительную инфраструктуру.  

Глэмпинги зачастую создают семейные пары, которые довольно быстро начинают зарабатывать по 400 000-500 000 рублей в месяц на двоих, для регионов это неплохая зарплата, говорит Жанна Кира. Но не все умеют выстроить финансовую модель, рассчитать свои силы и довести глэмпинг до точки окупаемости инвестиций. Например, в 2021 году в Казани открылся халяльный глэмпинг: основателям казалось, что эта тема уместная для города, но туристы его не оценили, и объект выставили на продажу.

На Avito размещено 356 предложений о продаже и поиске партнеров или инвестиций. Forbes поговорил с несколькими отельерами, которые выставили на продажу свои глэмпинги в разделе сервиса «Готовый бизнес». Бизнесмен из Москвы Анатолий Блек продает глэмпинг «108 желаний» на Алтае, который, по его словам, успешно работает уже три года — турпоток растет на 20-30% в год. «Мы купили землю и попали в кассовый разрыв», — уточнил он. Теперь основатели ищут инвестиционного партнера, цена вопроса — 47 млн рублей. 

Флорист Яна Шафран вместе с мужем Александром в 2020 году во время пандемии начала впервые путешествовать по России. «Мы приехали на озеро Селигер и поразились, какие красивые там места», — вспоминает Яна. По ее словам, они «не глядя, на эмоциях» купили 15 га земли на берегу озера: «Выбрали не сосны, а березы, зато комаров нет». Инвестировали в строительство десяти домов 20 млн рублей — и в 2023 году глэмпинг «Свобода» принял первых гостей. Сейчас он продается на Avito с небольшим дисконтом (19,9 млн рублей). Владельцы два года назад переехали в Израиль и надеялись, что смогут управлять отелем издалека, но он требует их присутствия. Из наемного персонала — только служба клининга, остальное все приходится делать самим. 

Музыкант Александр выставил на продажу глэмпинг из двух домиков a-frame (треугольных в виде буквы «А») в Подмосковье, потому что развелся с женой — это их совместный бизнес. Он говорит, что на Avito немало предложений проектов, которые построены специально на продажу. «А наш сделан с душой, для себя, поэтому жалко с ним расставаться», — сетует он. Другой продавец,  Любовь, рассказала, что ищет покупателя для круглогодичного глэмпинга в сосновому бору рядом с подмосковной Дубной в 10 минутах ходьбы от Волги. «Мне просто нужны деньги для запуска нового проекта», — так она объяснила причину продажи. 

 

Более 90% глэмпингов в России управляют сами владельцы, поясняет Ирина Мамай. Ее «Зеленая тропа» — редкий пример проекта с командой сотрудников. «Но у нас большой глэмпинг на 50 номеров, а в основном владелец — это и швец, и жнец, и на дуде игрец», — замечает она.

Рисковый участок 

В первом полугодии 2024 года предприниматели в 2,3 раза чаще искали объявления о привлечении инвестиций в глэмпинг, чем за тот же период 2023-го, по данным Avito. Спрос на покупку таких баз отдыха по всей России тоже вырос на 56%, средняя цена объектов — 15 млн рублей. 

В Ассоциации глэмпингов разрабатывают балльную систему оценок участков для баз отдыха на основе 40 критериев, которая поможет начинающим отельерам. В ней учитывают земельные, юридические и другие риски. «Главный риск — неправильно выбранное место, нужно заранее просчитать туристический трафик», — отмечает Кира. Может быть красивейшее место, но во время паводка дорогу размывает так, что к отелю не подъедешь. Одному глэмпеньеру выставили гигантский счет на 52 млн рублей за подключение участка к электричеству. Поэтому предпринимателям лучше обращаться к специалистам, которые смогут оценить все подобные «засады». 

Сейчас предпринимателю нужно от 80 млн рублей до 150 млн рублей стартовых инвестиций для постройки 20 жилых круглогодичных домиков без учета стоимости земли (отель с меньшим номерным фондом сложнее сделать рентабельным). В отдаленных регионах, например, на Дальнем Востоке, это может обойтись в два раза дороже. Срок окупаемости таких проектов — пять-шесть лет, поясняет Кира. 

 

Есть люди, которые считают, что глэмпинг можно открыть за 10-20 млн рублей, им в Ассоциации рекомендуют инвестировать не в свой проект, а выбрать крупный, который приглашает партнеров. Например, глэминг «Дзен Поляна» привлекает коллективные инвестиции на Avito. 

Жанна Кира признает, что на рынке появляются недобросовестных проекты, которые со временем закрываются: они завлекают туристов гламурными картинками, но в реальности люди сталкиваются с ужасными условиями проживания. Однако осознанного, серьезного подхода, по ее словам, у предпринимателей становится все больше. Стали появляться сетевые проекты — отельеры масштабируют успех. Например, под брендом «Вилли Улей» сейчас работает четыре отеля — в Сочи, на Волге, в Карелии и на Оке. Или «Мистик Хиллс» в Ленинградской области, ставший третьим проектом отельеров. 

 В Ассоциации готовят систему классификации, чтобы путешественники смогли понимать, куда они едут. «Когда мы отправляем в такие отели туристов, то не знаем, чего ждать и какой сервис требовать — например, должен ли быть в глэмпинге кондиционер, будет ли там одноразовая посуда или обычная, — рассуждает Сергей Ромашкин. — Из-за этого гости могут скорее выбрать гостиницу 3-4 звезды, если она есть поблизости». 

Глэмпинг — не просто ночевка под звездным небом, пусть даже с идеальным сервисом, нужно придумывать активности и события, за которыми люди поедут. Иммерсивные спектакли, необычные туры, кино под открытым небом, квесты на природе, всевозможный велнесс — без этого выиграть борьбу за туриста сейчас нереально, говорят эксперты. 

 

В подмосковный глэмпинг «Под небом», в котором цена уикенда для двоих составляет 105 000 рублей (в прошлом году было 80 000 рублей), гостей из Москвы могут доставить на яхте или катере, что само по себе приключение, говорит совладелец компании Сергей Петров. Он отмечает, как важно удивлять клиентов: например, этим летом «Под небом» пригласил пианиста, который играл для гостей на понтоне, установленном на воде Пестовского водохранилища. 

В большом глэмпинге «Зеленая тропа» изначально сфокусировались на ивентах, рассказывает его основательница Ирина Мамай: «В выходные летом у нас бывает 100 человек, и каждый уикенд мы устраиваем что-то — тематические ужины, мастер-классы, встречи с биологом, астрономом, пасечником, спортивные мероприятия». Такие вещи нельзя скопировать или повторить, нужно придумать самим, что станет конкурентным преимуществом, резюмирует она.  

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+