На первый взгляд сурьма кажется не самым востребованным химическим элементом. Мировой рынок сурьмы характеризуется небольшими размерами относительно других рынков цветных металлов, говорит ведущий аналитик ИК «Велес Капитал» Василий Данилов. По итогам 2023 года, указывает он, мировая добыча сурьмы в руде составила всего 83 000 т. При этом, добавляет эксперт, мировое предложение сурьмы стабильно снижается уже несколько лет: если в 2014-2018 годах в среднем производилось 150 000 т, а в пиковом 2019 году выработка достигала 162 000 т, то в 2020-2021 годах производство едва превысило 110 000 т, а в 2022-2023-х снизилось до нынешних объемов.
Несмотря на высокую значимость сурьмы в оборонной промышленности, сокращалось и потребление металла. Например, по итогам 2023 года спрос на сурьму в США составил 22 000 т против 25 100 т в 2022 году и 28 200 т — в 2021 году.
По оценкам геологической службы США (USGS), крупнейшими производителями сурьмы в 2023 году были Китай, добывший 40 000 т, и Таджикистан — 21 000 т, за которыми с большим отрывом следовали Турция — 6000 т, Мьянма — 4600 т и Россия — 4300 т. Служба отметила, что за несколько лет, предшествовавших 2023 году, добыча сурьмы на рудниках в Китае значительно сократилась: например, в 2019 году там добывалось 100 000 т сурьмы, но тем не менее Китай в прошлом году оставался ее ведущим производителем, на долю которого приходилось 48% мировой добычи.
USGS отмечает, что в природе встречается более 100 содержащих сурьму минералов, из которых основным для получения слитков сурьмы и ее соединений является стибнит (трисульфид сурьмы). Сурьма в основном встречается в составе золото-сурьмяных руд. Чистая сурьма применяется как отвердитель свинца главным образом в аккумуляторных батареях, а также в припоях и различных сплавах. Наиболее важным из соединений сурьмы является ее триоксид, из которого производят различные огнезащитные пасты, краски, пропитки и покрытия для защиты кабелей, древесины, металлических конструкций и тканей различного назначения, от детских игрушек до чехлов для сидений в автомобилях и самолетах. Сурьме еще находится применение при изготовлении различных полупроводниковых приборов, солнечных батарей, керамики и стекла.
Китай ограничивает экспорт сурьмы
Министерство торговли Китая и Главное таможенное управление страны объявили 14 августа о совместном решении ввести с 15 сентября экспортный контроль в отношении сурьмы и связанных с ней товаров. Согласно заявлению ведомств, эта мера направлена на дальнейшую защиту национальной безопасности и интересов Китая, а также выполнение международных обязательств по нераспространению продукции двойного назначения. Представитель Министерства торговли заявил, что эти действия не нацелены против какой-либо конкретной страны или региона, экспорт в рамках действующих нормативных актов будет разрешен.
Скромные объемы потребления сурьмы, ограниченное количество производителей и вторичный характер полуметалла, который является побочным продуктом при добыче руд других цветных металлов, в основном золотоносных, обуславливают высокую чувствительность цен к регуляторным ограничениям, говорит Данилов из «Велеса Капитала». В 2024 году, по оценке Данилова, цены на сурьму продемонстрировали почти двукратный рост к прошлогодним уровням. «Если в 2023 году средняя стоимость сурьмы составила около $12 300 за т, то текущая цена превышает $20 000 за т, — отмечает он. — Резкий ценовой всплеск связан с планами Китая ограничить экспорт металла, от которого сильно зависят в первую очередь американские потребители сурьмы: по итогам 2023 года в структуре сурьмяного импорта США китайские поставки обеспечили 35% руды и концентрата, а также 63% оксида сурьмы, готового металла и порошков».
По данным портала Shanghai Metals Market, цена на слитки сурьмы из Китая на условиях FOB (с поставкой на борт судна) 23 августа составляла $23 100 за т, поднявшись с $21 100 за т 16 августа. Цены на оксид сурьмы на тех же условиях поставки поднялись до $19 400 за т с $18 600.
Угроза безопасности США
Значительное количество сурьмы используется в оборонной промышленности. Как отмечала Комиссия по международной торговле США, способность сурьмы отверждать некоторые металлы сыграла ключевую роль во время Второй мировой войны при производстве вольфрамовой стали и свинцовых пуль. Тогда до 90% потребностей страны в сурьме удовлетворялось за счет внутреннего производства, которое сейчас прекратилось. Сегодня сурьма все еще используется в оборонных отраслях — при производстве боеприпасов, приборов ночного видения и инфракрасных датчиков. Она также входит в состав различных взрывчатых веществ, сигнальных ракет и даже ядерного оружия.
В настоящее время вероятность перебоев в поставках сурьмы значительно возросла, что вынуждает США ускоренно организовывать безопасные цепочки поставок из некитайских источников, сообщает американский аналитический институт Центр стратегических и международных исследований (CSIS). Институт уточняет, что Пекин вводит экспортные ограничения на содержащую сурьму руду, слитки, оксиды сурьмы, а также технологии выплавки и разделения золота и сурьмы, экспортеры отныне должны будут подавать заявки на получение лицензии в Министерство торговли Китая.
«Пока неясна степень блокировки экспорта, хотя в кратком заявлении министерства говорится, что правительство выступает против использования экспорта из Китая любой страной для участия в деятельности, которая подрывает национальный суверенитет, безопасность и интересы развития Китая, — говорится в комментарии CSIS.— Продолжающиеся конфликты на Украине и Ближнем Востоке создают дополнительную нагрузку на цепочки поставок сурьмы, поскольку растет спрос на боеприпасы и оборонные технологии. Продажи военной техники США иностранным правительствам в 2023 году выросли на 16% и достигли беспрецедентных $238 млрд. Сурьма является необходимым материалом для оборонно-промышленной базы США и, следовательно, имеет решающее значение для национальной безопасности. Однако Соединенные Штаты по-прежнему зависят от китайского импорта для удовлетворения внутреннего спроса на сурьму».
США не добывают сурьму с тех пор, как в 2001 году была закрыта шахта Sunshine в штате Айдахо, напоминает CSIS. Сегодня спрос США на 18% удовлетворяется за счет переработки свинцово-кислотных аккумуляторов, но в остальном потребители зависят от импорта из Китая (63%), Бельгии (8%), Индии (6%) и Боливии (4%). Запасы сурьмы в Соединенных Штатах ограничены и на данный момент составляют всего 1100 т по сравнению с 23 000 т, потребленными в 2020 году, отмечает CSIS. «США не смогут решить проблемы, связанные с поставками сурьмы, только за счет внутреннего производства, поскольку до добычи сурьмы в стране еще как минимум несколько лет, — утверждает институт. — Поэтому стране придется обратиться к зарубежным партнерам для решения проблемы дефицита». Потенциальными поставщиками сурьмы CSIS называет Таджикистан и Австралию.
«К сожалению, нет единого способа решить новую проблему с сурьмой. Этот полуметалл стал лишь последней жертвой китайского экспортного контроля, что еще раз подчеркивает риски для национальной безопасности, связанные с концентрацией важнейших цепочек поставок полезных ископаемых», — заключают эксперты CSIS.
Сурьма Шредингера
Геологическая служба США (USGS) — самый авторитетный источник данных о добыче и запасах минералов в мире. В ее оценке производства сурьмы в России тем не менее в последние годы происходят необычные метаморфозы. Как отмечает USGS, совсем недавно крупнейшим мировым источником сурьмы было золото-сурьмяное месторождение в России производительностью 23 000 т в год. USGS имеет в виду месторождение «Олимпиада» в Красноярском крае, разрабатываемое золотодобывающей компанией «Полюс», хотя прямо не называет. Служба оценивает добычу сурьмы в России в 2020 году в 30 000 т, в 2021 — в 25 000 т, но в 2022 — уже в 4300 т. Эти же цифры приводятся в отчете за 2023 год, из-за чего Россия и опустилась на пятое место среди мировых производителей. Но так ли это?
Основатель и директор исследовательской компании Project Blue Нильс Бакеберг пишет, что «Олимпиада» включилась в цепочку мировых поставок сурьмы в 2018 году, когда «Полюс» произвел из добытой там руды 23 600 т золото-сурьмяного концентрата, «мгновенно» став его крупнейшим поставщиком. Для переработки концентрата с «Олимпиады» сурьмяным заводам в Китае пришлось адаптировать свои технологические схемы с учетом более высокого содержания в них золота и более низкого содержания сурьмы по сравнению с другими используемыми концентратами, отмечает Бакеберг. Однако, по его словам, к 2021 году «Полюс» значительно сократил выпуск содержащих сурьму концентратов, поскольку компания сочла более выгодным сосредоточиться на добыче золота из-за роста цен на этот драгоценный металл.
«Полюс» практически отсутствовал на рынке сурьмы в 2021 и 2022 годах, поскольку золотодобывающая промышленность демонстрировала хорошие результаты и начала движение к рекордному росту цен в результате пандемии COVID-19 и глобальных экономических проблем, отмечает Бакеберг в более позднем обзоре. По его словам, отсутствие российского сырья на рынке вместе с сокращением запасов поддержало цены выше $10 000 за т.
В 2023 году «Полюс» во второй раз стал крупнейшим поставщиком сурьмяных концентратов, говорит Бакеберг, хотя китайские металлургические заводы начали с осторожностью относиться к поставкам из России из-за введенных против нее санкций со стороны ЕС и США. Тем не менее благодаря увеличению поставок со стороны «Полюса», отмечает эксперт, в 2023 году рынок стабилизировался и цены на нем держались на уровне $10 000-$12 000 за т.
Но во второй половине мая 2024 года цены взлетели, превысив $20 000 за т, из-за обострения проблем с поставками. «Project Blue прогнозирует, что в 2024 году рынок снова столкнется с дефицитом, последние данные о ценах указывают на то, что на этот раз предложение может вызвать некоторые структурные изменения на рынке сурьмы», — пишет Бакеберг. Project Blue полагает, что в России имеются запасы, достаточные для перекрытия дефицита сурьмы в размере 10 000 т, прогнозируемого Project Blue на 2024 год, однако экспорт из России был приостановлен, поскольку Россия рассчитывала получить дополнительные доходы от НДПИ на золото вместе с отменой курсовых экспортных пошлин на него с 1 июня 2024 года. Таким образом, остался только один производитель, определяющий политику на рынке сурьмы, утверждает эксперт.
Согласно годовым отчетам «Полюса», компания начала учитывать произведенную сурьму в концентрате с 2018 года, когда ее производство составило 23 602 т, после чего начало снижаться до 14 773 т в 2019 году, 10 958 т — в 2020-м и до 2499 т — в 2021 году. Затем в 2022 году производство выросло до 4391 т, а в 2023 году — до 27 075 т. То есть один «Полюс» произвел продукции в шесть раз больше, чем посчитала Геологическая служба США.
Так как сурьма выступает побочным продуктом для «Полюса», динамика производства сурьмянистого концентрата носит синусоидальный характер, будучи обусловлена графиком отработки очередей на месторождении «Олимпиада», объемы производства зависят от содержания сурьмы на том или ином участке месторождения, отмечает Данилов из «Велеса Капитала».
Представитель «Полюса» отказался комментировать Forbes вопросы, связанные с поставками сурьмы как попутного продукта при добыче золота. По его словам, добыча сурьмянистой руды зависит от этапов отработки карьера на месторождении «Олимпиада». «В отчете за 2023 год «Полюс» отмечал, что компания завершает отработку четвертой очереди карьера «Восточный» на месторождении, что, как ожидается, приведет к плановому снижению объема добычи богатой руды и окончанию добычи сурьмянистой руды», — напомнил представитель.
Россия не приостанавливала экспорт сурьмы, однако правительство, отменив курсовую пошлину на золото, сохранило ее для экспорта концентрата, содержащего золото и сурьму, говорит главный стратег инвестиционной компании «Вектор Икс» Максим Худалов: «Поэтому «Полюс», с учетом сверхвысоких цен на золото и считая концентрат сурьмы побочной продукцией, мог сосредоточиться на выпуске основной продукции в ущерб сурьме и серебру». «Мы ожидаем, что в 2024 году «Полюс» сократит выработку сурьмянистого концентрата, однако резко подскочившие цены на сурьму окажут положительное, хотя и не особо значительное, влияние на доходы компании от реализации этой продукции», — полагает Данилов из УК «Велес Капитал».
Неопределенность с объемами поставок сурьмы «Полюса» в последние несколько лет лишила оптимизма новые проекты по ее добыче, которые стремятся выйти на рынок в условиях слабого роста спроса, утверждает Бакеберг из Project Blue. Он отмечает, что в стадии реализации находится лишь несколько перспективных разработок. «Наиболее значимым с точки зрения объемов является китайско-таджикское совместное предприятие «Талко Голд», — указывает он. — На фоне рекордных цен на золото рудник сосредоточился на его добыче, однако можно ожидать, что нынешняя ситуация с ценообразованием поможет увеличить приток дополнительных объемов сурьмы с рудника. Также в США стибнитовый рудник Perpetua обладает потенциалом для производства до 10 000 т сурьмы в год, однако этот проект сталкивается с проблемами, связанными с получением экологических разрешений. Большинство других проектов также ориентированы на добычу золота».
Между тем «Полюс» — не единственный крупный производитель сурьмы в России. Компания «Геопромайнинг» входит в корпорацию AEON, основателем которой является миллиардер Роман Троценко. В структуру «Геопромайнинга» входят АО «Звезда», владеющее лицензией на разработку Сентачанского золото-сурьмяного месторождения, и «Сарылах-Сурьма», разрабатывающее золотосурьмяное месторождение Сарылах. Оба месторождения находятся в Якутии. AEON не ответил на запрос Forbes. В присланном Forbes сообщении министерства промышленности и геологии Республики Саха (Якутии) говорится, что в 2023 году предприятия «Геопромайнинга» добыли в республике более 18 000 т сурьмы, а в нынешнем году планируют добыть не меньше 20 000 т.
«В ближайшее время запланировано начало работ на золотосурьмяных месторождениях Пиль и Тан в Оймяконском районе, — говорится в сообщении. — Потенциал добычи сурьмы в Якутии достигает 30 000 т [в год]». Министерство не указывает, как была использована эта продукция. Если верить властям Якутии и отчетности «Полюса», в 2023 году в России добыли 45 000 т сурьмы — больше, чем в Китае, и в 10 раз больше, чем в оценках USGS. Опрошенные Forbes аналитики и участники рынка не смогли ответить на вопрос, как распределяются и куда поставляются такие объемы.
Сурьму производит и Новоангарский ГОК, который владеет лицензией на право отработки Удерейского золото-сурьмяного месторождения в Красноярском крае. Предприятие не публикует данные по производству. На его сайте лишь указано, что мощности ГОКа позволяют ему производить порядка 8000 т сурьмы в концентрате в год. Представитель материнской компании Новоангарского ГОКа «НОК Групп» отказался ответить на вопросы Forbes об объемах производства и направлениях реализации продукции.
Единственным в России предприятием, перерабатывающим сурьмянистые руды и производящим слитки и триоксид сурьмы, является новосибирский научно-производственный центр «Электрум». Представитель предприятия отказался предоставить Forbes данные об объемах его производства, сославшись на коммерческую тайну. По данным «СПАРК-Интерфакса», выручка компании в 2022 году была 294 млн рублей, в 2023-м — 281 млн.
Нетто-экспортер
Россия производит много руды, но мало оксидов. Управляющая компания горнорудного дивизиона госкорпорации «Росатом» «Атомредметзолото» (АРМЗ) сообщила в марте, что в настоящее время рынок высокочистой сурьмы и ее триоксида является импортозависимым. В частности, около 63% рынка триоксида сурьмы занимают импортные поставки.
По данным Всемирного банка, в 2023 году Китай был главным поставщиком оксидов сурьмы в Россию, отправив 1494 т этой продукции на сумму $15,1 млн. За ним следовала Турция (80 т на сумму $0,9 млн) и ЕС (66 т, $0,8 млн).
В марте АРМЗ подписала соглашение о намерениях с компанией «Строительный трест-12», в рамках которого стороны собираются построить предприятие по производству металлической сурьмы и сурьмосодержащих продуктов. В соответствии с договоренностью ожидается, что к концу 2026 года будет полностью удовлетворена потребность внутреннего рынка в сурьмяных продуктах в объеме не менее 2500 т готовой продукции с потенциалом выхода на экспортные рынки. Опрошенные Forbes эксперты не взялись оценивать выполнимость планов самообеспечения страны необходимой сурьмяной продукцией.
Сурьма относится к стратегическим видам сырья, отмечает руководитель отдела аналитических исследований Альфа-банка Борис Красноженов. В современных условиях дефицита на рынке и вводимых ограничений самообеспеченность стратегическими видами сырья становится важным элементом государственной экономической политики, говорит он. Россия, напоминает эксперт, занимает значительную долю рынка концентрата сурьмы, но сталкивается с недостатком мощностей по его переработке и поэтому вынуждена импортировать значительную часть сурьмы и ее соединений, используемых в текстильной промышленности, в производстве полупроводников, строительстве и оборонной промышленности. «Таким образом, важно обеспечить потребности внутреннего рынка за счет собственного производства на всех переделах данного продукта», — указывает Красноженов.
По словам Худалова из «Вектора Икс», примерно половина потребляемой в России сурьмы используется для производства свинцовых аккумуляторов, еще порядка 20% отбирает военно-промышленный комплекс. Остальное идет на производство различных огнеупорных паст, красок и пропиток. Россия экспортирует сурьму в концентрате, а взамен получает оксиды. «Глобально в пересчете на чистое вещество Россия остается нетто-экспортером сурьмы, — говорит Худалов. — Частично российские потребности закрываются за счет отечественного производства, но в основном — за счет импорта из Китая, что пока удобно».