«Ъ» узнал о сложностях у производителей дронов с получением средств по госзаказу
У производителей дронов для гражданских целей возникли сложности с получением средств по госзаказу, рассказали источники «Коммерсанта». В результате компании могут до конца года не поставить и 50% от запланированных 2500 дронов стоимостью 4,9 млрд рублей. Единый поставщик — ГТЛК — говорит о неготовности ряда производителей к работе с казначейскими счетами
Производители беспилотников для гражданских целей не могут получить средства по государственному гражданскому заказу (ГГЗ), сообщили «Коммерсанту» источники, в том числе близкие к Минтрансу и правительству. Собеседник, близкий к Минтрансу, уточнил, что пока «по нескольким контрактам из нескольких сотен» переведено менее 1% от общей суммы.
Источники рассказали, что производители жаловались на необходимость брать кредиты под производство и закупку комплектующих. Один из собеседников издания подчеркнул, что никаких кредитов ни одному поставщику не хватит для дальнейших закупок и обеспечения заказанного в 2024 году объема.
Источники «Коммерсанта» считают, что из-за задержек финансирования законтрактованный на 2024 год объем ГГЗ будет выполнен в лучшем случае на 50%. По их мнению, проблема кроется в бюрократических сложностях на каждом из этапов реализации ГГЗ. Кроме того, по словам одного из источников, в разных субъектах были приняты разные условия исполнения бюджета, и типовые договоры пришлось корректировать индивидуально.
Всего в ГГЗ в рамках нацпроекта «Беспилотные авиационные системы» (БАС) участвуют, по данным издания, 15 компаний. Основной объем поставок осуществляют «Геоскан», НПП «Радар ммс» и ГК «Тихие крылья» (входят в концерн «Калашников»). В компаниях от комментариев отказались.
Правительство в апреле назначило единым поставщиком Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК), которая и отвечает за закупки. В июле ГТЛК отчиталась о завершении работы по контрактации в рамках ГГЗ на 2024 год почти на 2500 беспилотников на 4,9 млрд рублей. Представитель ГТЛК рассказал изданию, что авансирование идет планово и полная оплата будет произведена после поставки беспилотников. Он отметил, что уже оплачены авансы за 72 беспилотника на 229,7 млн рублей, а счета на 268 беспилотников на 208,7 млн рублей находятся в работе. «Ожидаем проведения платежей в ближайшее время», — отметил он.
В ГТЛК объяснили, что производители не открыли заранее казначейские счета, по которым производятся расчеты. И уточнили, что казначейские счета открыты лишь у четырех производителей из 13 участников ГГЗ, а из 140 необходимых подсчетов открыто 13. В ГТЛК заверили, что в контакте с поставщиками и казначейством пытаются ускорить процедуру открытия счетов, чтобы «начать масштабное авансирование по ГГЗ», и подчеркнули, что выпуск законтрактованных беспилотников идет штатно.
В Федеральном казначействе изданию рассказали, что отказы в открытии лицевых счетов связаны в основном с неверным оформлением заявления, отсутствием карточки образцовых подписей и с тем, что копия договора для открытия счета не заверена надлежащим образом.
В Минпромторге «Коммерсанту» сообщили, что все органы исполнительной власти в рамках процедуры единого поставщика контрактуются в плановом режиме и финансирование на 2024 год предусмотрено. Ранее ведомство оценило общий объем ГГЗ до 2030 года в 13 000 беспилотников и 188 млрд рублей, из которых 93 млрд планировалось потратить в 2024–2026 годах.