К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Деньги на ветер: как пивной филиппинский магнат отстраивает страну в долг

Рамон Анг (Фото Geric Cruz для Forbes Asia)
Рамон Анг (Фото Geric Cruz для Forbes Asia)
Продовольственный конгломерат San Miguel Рамона Анга набрал огромное количество заемных средств и перепрофилируется в инфраструктурного гиганта. Из-за целой череды грандиозных проектов San Miguel стала самой закредитованной компанией на Филиппинах. По состоянию на 2023 год, долговая нагрузка предприятия достигала 1,5 трлн песо ($26 млрд)

На главной фотографии с фирменного сайта корпорации San Miguel, наиболее известной благодаря основанному 134 года назад одноименному бренду пива, изображена отнюдь не пивоварня, а 39-километровая автомагистраль, соединяющая пригороды Манилы с ближайшими провинциями Филиппин к северу и югу от столицы. Сегодня таким образом можно увидеть ключевые приоритеты холдинга. Под руководством 70-летнего Рамона Анга, занимающего кресло председателя в совете директоров, компания переквалифицировалась в застройщика с амбициозными планами по развитию инфраструктуры, сооружению аэропортов, платных дорог и электростанций ― и делает все это крайне быстрыми темпами.

В марте предприятие выиграло контракт стоимостью 171 млрд песо ($2,9 млрд) на модернизацию и эксплуатацию устаревающего международного аэропорта имени Ниноя Акино в Маниле (главного транспортного узла страны), хотя наполовину уже готов новый аэропорт за 735 млрд песо в провинции Булакан, примерно в 40 км к северу от столицы. В том же месяце дочерняя организация San Miguel Global Power Holdings объявила о трехстороннем партнерстве с семейной компанией AboitizPower и MERALCO PowerGen при поддержке фонда Metro Pacific Investments, которым совместно владеют First Pacific индонезийского миллиардера Энтони Салима и филиппинский бизнесмен Мануэль Пангилинан, ― в рамках сотрудничества к югу от Манилы в провинции Батангас планируется построить терминал по обработке сжиженного природного газа.

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Сегодня из-за целой череды грандиозных инфраструктурных проектов San Miguel стала самой закредитованной компанией на Филиппинах. По состоянию на 2023 год, долговая нагрузка предприятия достигала 1,5 трлн песо ($26 млрд). Отношение размера задолженности к собственному капиталу составляет 2,2 и, судя по данным Bloomberg, в два с лишним раза превышает показатели крупнейших конгломератов страны вроде Ayala Corporation и SM Investments.

 

Но Анг, крупнейший акционер своей компании, входящий в число самых богатых жителей Филиппин с состоянием порядка $3,8 млрд, непоколебим. «San Miguel обладает финансовым потенциалом на осуществление этих проектов, ― говорит предприниматель во время непринужденного двухчасового интервью в корпоративной штаб-квартире в районе Ортигас к востоку от Манилы. ― Наши планы инвестиций подкреплены уверенными финансовыми показателями». Бизнесмен добавляет, что кредиторов не будет смущать еще более высокое отношение задолженности к собственному капиталу.

San Miguel владеет и управляет 39-километровой пригородной манильской надземной автомагистралью, которая соединяет столицу с провинциями на юге и севере Филиппин (Фото San Miguel)

Для Анга нынешний разворот ― это шанс закрепить собственное наследие и трансформировать продовольственный холдинг в инфраструктурного гиганта, который буквально отстраивает Филиппины с нуля. На ближайшие пять лет предприниматель выделил капитал в размере 1,4 трлн песо, из которых 1,2 трлн пойдут на развитие деятельности в секторе инфраструктуры. А она на Филиппинах, согласно данным Азиатского банка развития, во многом остается недостаточной. Как утверждает сам Анг, главной целью колоссальных вложений является стимулирование экономического роста путем превращения страны в привлекательное направление для зарубежных инвесторов и туристов. Это в свою очередь подстегнет увеличение расходов со стороны потребителей и укрепит продовольственный бизнес. «Когда экономика сильна, ― говорит миллиардер, ― когда процветает больше филиппинцев, выигрывают все наши предприятия».

 

Пиво San Miguel ― практически национальный символ Филиппин, дистрибьюторская сеть компании охватывает даже самые отдаленные уголки островного государства. За последнее столетие из пивоварни, которую основали в 1890-м, когда Филиппины были еще испанской колонией, компания San Miguel разрослась до изготовителя пищевых продуктов и упаковки. Анг пришел в компанию в 1998 году, занял должность вице-председателя при ныне покойном бывшем председателе Эдуардо Кохуангко-младшем и курировал расширение San Miguel, включая нефтепереработку, энергоснабжение, железнодорожный транспорт и производство цемента.

В 2009-м корпорация взялась за проекты по сооружению своих первых платных дорог и электростанций и на следующий год обзавелась контрольным пакетом акций в Petron, крупнейшей нефтеперерабатывающей компании Филиппин по объему выручки. С тех пор ежегодный доход компании увеличился в восемь раз, со 174 млн песо до 1,4 трлн в 2023-м, а капитализация ― почти вшестеро до 2,5 трлн песо. По словам председателя манильской фирмы Luna Securities Джона Гатмайтана, подобная диверсификация стала возможна за счет доходов с пива и пищевых продуктов: «Анг очень грамотно этим воспользовался, чтобы зайти в другие отрасли. San Miguel взялась за реализацию капиталоемких и долгосрочных проектов, которые столь необходимы для развития Филиппин».

И если на протяжении последнего века бизнес сводился к продаже пива и курицы, теперь предприятие разбирается с базовыми потребностями общенационального масштаба и пытается обеспечить рынку электроэнергию по разумным ценам, усовершенствовать дорожное сообщение и модернизировать аэропорты и пригородные поезда. «Если вспомнить последние 30–40 лет, инвестиции в эти ключевые отрасли шли крайне медленно, ― рассуждает Анг. ― Вот почему мы отстаем от многих соседей по Юго-Восточной Азии».

 

Например, электричество: американские IT-гиганты Amazon, Google и Microsoft выделяют миллиарды долларов на строительство центров обработки данных в Индонезии, Малайзии, Сингапуре и Таиланде. Юбен Паракуэллес, старший экономист японской брокерской фирмы Nomura в Сингапуре, объясняет, что Филиппин в этом списке нет, из-за дорогого энергоснабжения. Согласно информации аналитического портала Statista, стоимость бытового электроснабжения составляет на Филиппинах $0,17 за киловатт-час и является одной из самых высоких в регионе.

Чтобы ускорить темпы производства более дешевой и экологичной энергии, San Miguel модернизирует уже имеющиеся в собственности холдинга электростанции с совокупной мощностью 6595 мегаватт. Новое совместное предприятие по обработке СПГ, которое учредили в марте, даст национальной сети с мощностью 28 000 мегаватт дополнительные 2500 мегаватт электричества. Более того, Анг подчеркивает, что таким образом у «множества филиппинцев появится не только надежный, но и выгодный источник электроснабжения».

Электростанция комбинированного цикла «Илихан» на 1278 мегаватт в провинции Батангас к югу от Манилы (Фото San Miguel)

San Miguel уже является крупнейшим в стране оператором платных автомагистралей по объему выручки, но в ближайшие пять лет бизнесмен планирует построить 1100 км новых платных дорог, которые соединят пригороды Манилы с отдаленными провинциями. Благодаря проекту сократится длительность поездки в столицу и удвоится протяженность построенных корпорацией автострад. Предполагаемое слияние дорожного бизнеса San Miguel с профильным подразделением Metro Pacific Investments под названием Metro Pacific Tollways позволит расширить масштабы деятельности группы на Индонезию, Филиппины и Вьетнам. «У нас должна быть возможность работать вместе, ― заявил в отдельном интервью в начале июля Пангилинан, председатель Metro Pacific Investments. ― Надеюсь, мы воспользуемся сильными сторонами друг друга и достигнем желаемого результата».

Что же касается аэропортов, благоприятного первого впечатления у гостей страны Филиппины пока не формируют. Манильский международный аэропорт имени Ниноя Акино постоянно оказывается в числе худших транспортных авиаузлов Азии ― к примеру, в рамках недавнего февральского опроса среди деловых пассажиров, проведенного британским интернет-изданием BusinessFinancing.co.uk. Судя по статистике, в 2023 году Филиппины посетило менее 6 млн туристов, хотя, для сравнения, в Сингапуре их побывало более 13 млн, а Таиланд принял свыше 28 млн. Как ни странно, архипелаг был настоящим магнитом для туристов в 1970–80-х, и тогда гости слетались сюда прежде всего из-за солнца, песка и San Miguel. «Чтобы дорасти до 30 млн туристов в год, нам необходим новый аэропорт и нужно решить проблему с трафиком», ― уточняет Анг.

Идею о сооружении нового аэропорта в Булакане, который ежегодно пропускал бы 100 млн пассажиров, предприниматель впервые озвучил в 2017-м, и уже в 2020-м получил от властей зеленый свет на строительство и эксплуатацию в течение первых 50 лет. Открытие транспортного узла запланировано на 2028 год. Аэропорт возводят на участке площадью 2500 га, где раньше находились рыбные пруды. Территория примыкает к промышленной зоне, жилому комплексу, гольф-клубу и автодрому. Как ожидается, промзона будет принимать достаточное количество грузов, чтобы авиакомпании перестали пользоваться старым аэропортом (в прошлом году через него прошло 45 млн пассажиров). К моменту завершения строительства в 2028-м модернизация сектора силами консорциума во главе с San Miguel, куда также входит оператор южнокорейского международного аэропорта Инчхон, увеличит пропускную способность узла почти вдвое, причем холдинг Анга будет отвечать за эксплуатацию объекта в течение 25 лет.

 

Предприниматель убежден, что страна достаточно большая и имеет соответствующий скрытый спрос, чтобы обслуживать сразу два международных аэропорта. Помимо доходов с управления аэропортом корпорация рассчитывает на поток выручки от розничной торговли, логистики, поставок топлива и новые возможности застройки недвижимости. «Мы отбираем проекты, которые хорошо вписываются в наш текущий портфель и гармонично сочетаются с другими направлениями бизнеса», ― добавляет миллиардер.

Международный аэропорт имени Ниноя Акино в Маниле является основным транспортным узлом на Филиппинах (Фото Getty Images)

Вовремя добираться до аэропорта или любой другой части Манилы ― совсем другой вопрос. Частные застройщики сотрудничают с правительством при сооружении железнодорожных линий внутри и вокруг столицы в обход пресловутых пробок на автомобильных дорогах. Первый отрезок пассажирской пригородной линии MRT-7 стоимостью 77 млрд песо и протяженностью 22 км соединяет провинцию Булакан с Кесон-Сити, а его запуск запланирован на следующий год. В 2022-м открытию линии помешала пандемия и затем задержка при получении права проезда от законных землевладельцев. Анг надеется, что в первый год эксплуатации новая линия будет ежедневно перевозить 300 000 пассажиров и по мере расширения в ближайшие 10 лет преодолеет планку 850 000 человек.

Из-за множества долгосрочных инфраструктурных проектов San Miguel инвесторы стали испытывать опасения по поводу растущей долларовой задолженности и ее влияния на финансовую отчетность компании. В первом квартале 2024-го чистый доход корпорации по сравнению с аналогичным периодом прошлого года уменьшился вдвое до 8,9 млрд песо, в основном в силу убытков на обменном курсе. С учетом того что около 559 млн песо, или 37% всех заемных средств, организация хранит в иностранных валютах, руководство хеджирует целых 70% своих зарубежных кредитов.

«У San Miguel чуть ли не самая большая доля задолженности в долларах [по Филиппинам], ― отмечает Иан Гарсия, аналитик в фирме AP Securities из Манилы. ― Так что это двойной удар по котировкам: ослабленное песо и повышенные процентные ставки». До предпандемийного уровня курс фирменных ценных бумаг так и не восстановился, и по сравнению с пиковыми значениями августа 2019 года сегодня акции торгуются на 46% дешевле, по 183,70 песо за штуку.

 

Анг беспокойство инвесторов на разделяет. «На курс акций мы не смотрим, потому что продавать их не намерены», ― говорит он, добавляя, что ему интереснее повышать доходность бизнеса. Сам миллиардер предпочитает руководствоваться показателем EBITDA (суммой прибыли до вычета процентов, налогов, износа и амортизации), который он к 2028 году собирается увеличить в два с лишним раза, до 411,8 млрд песо. Кроме того, предприниматель уверен в том, что за этот же период San Miguel покажет двузначный рост как выручки, так и прибыли. По мере реализации инфраструктурных проектов глава корпорации ожидает, что в 2028-м выручка достигнет 2,4 трлн песо, а прибыль вырастет почти до 100 млрд песо. Согласно прогнозам руководителя холдинга, через десять лет на инфраструктурное направление будет приходиться 27% от EBITDA, хотя в 2023 году данный показатель составлял лишь 13%. «Деньги порождают деньги», ― говорит Анг.

Обращаться с ними он научился в раннем детстве, когда жил в Тондо, одном из самых бедных районов Манилы. Сосед научил будущего миллиардера прокачивать двигатели, и так в Анге на всю оставшуюся жизнь зародилась страсть к мотоциклам и автомобилям, которых он теперь может позволить себе очень много. Его коллекция состоит из более чем 300 автомобилей и включает Aston Martin Valkyrie стоимостью не менее $3 млн. Помимо всего прочего, San Miguel владеет дилерскими центрами BMW и Ferrari. В Тондо молодой Анг превратил семейный магазин автозапчастей в импортера компонентов для транспортных средств и тяжелого промышленного оборудования. Свой первый миллион песо бизнесмен заработал еще подростком, а потом выучился на инженера-механика в Дальневосточном университете Манилы.

Анг подружился с другим коллекционером автомобилей — Марком Кохуангко и его покойным отцом Эдуардо Кохуангко-младшим. Последний был приближенным покойного диктатора Фердинанда Маркоса-старшего, отца нынешнего президента страны Фердинанда «Бонгбонга» Маркоса-младшего. В 1983 году Кохуангко получил контроль над San Miguel в борьбе за компанию с кланом Сориано. Три года спустя, когда во время революции народной власти 1986-го был свергнут и бежал из страны Маркос-старший, Кохуангко тоже переметнулся в другой лагерь и доверил весь свой бизнес лично Ангу, потому что новое правительство конфисковало акции и стало управлять корпорацией San Miguel самостоятельно.

После азиатского финансового кризиса Кохуангко, к тому моменту уже вернувшийся домой к более сговорчивым властям, в 1998 году снова занял должность председателя совета директоров San Miguel и вице-председателем назначил Анга. В 2007-м тот стал операционным директором и решил вдохнуть новую жизнь в пивной бизнес путем модернизации дистрибьюторской сети и внедрения новых продуктов. В 2012 году управленец уже успел занять кресло президента компании и выкупил у Кохуангко 11% фирменных акций на треть дешевле преобладавших тогда котировок.

 
Прямой наследник Джон Пол Анг (Фото San Miguel)

С тех пор Анг постепенно увеличил собственную долю до 37%, отчасти благодаря доходу с оформленной в 2022-м продажи холдингу San Miguel пакета ценных бумаг в Eagle Cement за $1,7 млрд. Еще одним ключевым акционером San Miguel является Иньиго Зобель ― двоюродный брат Хайме Аугусто Зобеля де Айялы, председателя совета правления старейшего конгломерата страны Ayala Corporation. Небольшая доля бизнеса принадлежит детям Кохуангко и его вдове Соледад Оппен-Кохуангко.

Несмотря на то что Анг по-прежнему любит вникать во все аспекты работы, он начал готовить себе замену. В июне его старший сын ― избегающий общения со СМИ 44-летний Джон Пол, который ранее возглавлял Eagle Cement, ― получил повышение и теперь не только заседает в совете правления San Miguel, но и занимает должности президента и операционного директора, чтобы помогать отцу руководить компанией. «Уходить на второй план я не собираюсь», ― поясняет Анг-старший, добавляя, что завершение флагманских инфраструктурных проектов, включая два аэропорта, ему бы хотелось застать еще до выхода на пенсию.

Инженер-механик в Анге не может не стремиться к новым техническим горизонтам. Сейчас предприниматель изучает методы улавливания углерода и подземного хранения углеродных выбросов. Кроме того, миллиардер обдумывает проект медной шахты на юге Филиппин, которая в перспективе может стать крупнейшим в стране месторождением меди. «Для меня само собой разумеется изучать способы того, как сделать что-то лучше и найти решение каждой проблемы», ― признается руководитель.

Помимо ведения бизнеса, Анг задался целью очистить загрязненные реки в окрестностях Манилы и ближайших провинциях Булакан и Лагуна. С 2020 года из корпоративного бюджета на инициативы социальной ответственности его компания выделила приблизительно 6 млрд песо, чтобы снизить вероятность наводнений путем удаления 6 млн тонн ила и твердых отходов. Анг рассматривает даже возможность сбора дождевой воды и ее последующей перекачки в водоносные горизонты для того, чтобы восполнять запасы грунтовых вод и предотвращать оседание почвы.

 

«Прибыль важна, так как она позволяет нам вкладываться в новые проекты, но для компании это отнюдь не единственная мотивация, ― заключает глава холдинга. ― Основной упор мы делаем на стимулирование экономического роста, укрепление локальных отраслей промышленности и создание новых рабочих мест».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+