«Коммерсантъ» узнал о сокращении планов поставок российских самолетов
Планы поставок российских самолетов могут сократиться, узнал «Коммерсантъ». По данным газеты, консультанты Сбербанка и «Газпром нефти» в ходе аудита на заводах Объединенной авиастроительной корпорации пришли к выводу, что «экономически оправданный спрос» на выпуск 1000 новых отечественных самолетов до 2030 года отсутствует. Кроме того, эксперты выявили проблемы с ростом себестоимости самолетов
Планы по выпуску почти 1000 гражданских самолетов до 2030 года могут пересмотреть в сторону сокращения, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники в отрасли. При этом, по данным газеты, рассматривается также вариант создания новой стратегии вместо корректировки действующей комплексной программы развития авиаотрасли (КПГА). Правительство утвердило эту программу летом 2022-го.
В июне «Коммерсантъ» со ссылкой на источники писал, что группа консультантов из Сбербанка и «Газпром нефти» проводит аудит на заводах ОАК, где производятся новые гражданские самолеты SJ 100, МС-21, Ил-114 и Ту-214. Проверка началась по поручению правительства, которое было дано после того, как Минпромторг и госкорпорация «Ростех» сообщили о переносе сроков поставок всех российских пассажирских самолетов, разрабатываемых для замещения западного флота.
Источники рассказали «Коммерсанту», что аудиторы пришли к выводам, что «между спросом на авиаперевозки и производством по КПГА образовался дисбаланс по объемам и типам самолетов и она не соответствует коммерческому спросу». Кроме того, аудиторы выявили, что структура спроса оказалась сильно смещена в сторону МС-21, а SJ 100 оказался в профиците после сообщения о планах «Аэрофлота» отказаться от этого самолета. Кроме того, они предупредили, что спрос на Ту-214 будет ограничен по времени. В июне глава «Аэрофлота» Сергей Александровский заявил, что авиакомпания обсуждает с Объединенной авиастроительной корпорацией «трансформацию соглашения» по поставкам 339 новых российских самолетов, чтобы заместить SJ 100 и Ту-214 дополнительными МС-21.
Один из собеседников «Коммерсанта» сообщил, что планы по количеству самолетов составлялись по результатам опросов авиакомпаний Минтрансом. По итогам аудита министерству с участием ОАК и авиакомпаний предложили разработать новую целевую модель перевозок с оптимальной маршрутной сетью и типами воздушных судов, рассказал источник в авиапроме. В текущем виде КПГА, «нарисованная в спешке 2022 года», не отражает ни возможности промышленности, ни потребности авиакомпаний и пассажиров, заключил еще один собеседник «Коммерсанта».
Кроме того, при проверке были выявлены проблемы с ростом себестоимости самолетов, пишет газета. В частности, директивная стоимость МС-21, которую правительство определило для самолетов «Аэрофлота» в начале 2023 года, составляла до 3,2 млрд рублей. Сейчас же директивную стоимость МС-21 оценивают в 3,6 млрд рублей. Как отмечает источник газеты, себестоимость импортозамещенного МС-21 выросла из-за вынужденной замены американских двигателей P&W, стоивших до санкций 800–900 млн рублей, на отечественные ПД-14 стоимостью почти в 1,8 млрд рублей. При этом, по словам собеседника «Коммерсанта», почти 6 млрд рублей из 8,9 млрд рублей в себестоимости МС-21 составляют затраты на покупные комплектующие изделия.
Работа над вопросами снижения себестоимости уже ведется рабочей группой внутри «Ростеха», рассказал источник «Коммерсанта» в авиапроме. По словам собеседников газеты, это возможно за счет заключения долгосрочных контрактов и возврата к фиксированным ценам, как было до 2022 года. Должны также снизиться расходы при увеличении объемов производства. В Минтрансе, Минпромторге, «Ростехе», ОАК и ПАО «Яковлев» отказались от комментариев газете. В Сбербанке и «Газпром нефти» не ответили на запросы «Коммерсанта».