В России в 2023 году выпустили рекордный объем майонеза и соусов на его основе — более 870 000 т, рассказал Forbes исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев. Объемы экспорта майонеза, по подсчетам союза, составили 107 000 т, что на 10 000 т больше, чем годом ранее. Представитель федерального центра развития экспорта «Агроэкспорт» добавляет, что всего в 2023 году экспорт российских соусов превысил 165 000 т на сумму более $250 млн. В текущем году поставки только майонеза и соусов на его основе могут вырасти до 135 000 т, полагают аналитики Масложирового союза.
Мировые продажи соусов в прошлом году, по данным «Агроэкспорта», впервые превысили $100 млрд (всего 35,5 млн т), а мировой импорт соусов составил рекордные $18,5 млрд. Наибольшим спросом в мире пользуются соевый соус, майонез и кетчуп. На этот растущий рынок постепенно выходят и российские производители.
Рост производства
По оценкам Масложирового союза, производство майонеза и соусов на его основе в России в 2024 году составит около 925 000 т, что на 6% больше, чем в 2023-м. «Положительная динамика в этом году уже заметна, — говорит генеральный директор компании Petrova 5 Consulting Марина Петрова. — Объемы производства соусов в России за первые пять месяцев 2024 года выросли по сравнению с аналогичным периодом 2023-го на 3,6%, с 763 000 до 790 000 тонн». Динамика потребления майонеза и майонезных соусов стабильна много лет, она составляет примерно 750 000–800 000 т в год, добавляет Мальцев из Масложирового союза. «Сейчас большое разнообразие майонезов и соусов из него на полках в магазинах, поэтому уже много лет этому продукту удается удерживать пальму первенства по объемам потребления среди других соусов, — рассуждает он. — Например, кетчупа россияне едят в три раза меньше, а это второй по популярности соус».
Россия, по словам Мальцева, занимает второе место в мире по производству и потреблению майонеза, уступая лишь США. «Объемы потребления в целом уже сложились, а небольшой рост в пределах 5% мы связываем как с увеличением городского населения, так и с ростом покупок готовой еды и развитием общепита», — объясняет он.
Категория соусов остается одной из развивающихся в России и показывает позитивную производственную динамику в силу развития направления кулинарии, готовой еды, сегмента to go, в том числе потребления салатов, сэндвичей и бургеров, отмечает Петрова. Активное развитие направления фабрик-кухонь среди ретейлеров и рестораторов, по ее словам, также меняет культуру питания с домашнего потребления на потребление вне дома.
Любимцы публики
Категория майонезных соусов опережает все остальные категории масложировой индустрии по темпам роста, выяснили по просьбе Forbes аналитики NielsenIQ. Динамика продаж в денежном выражении (март 2024 года к марту 2023-го) по масложировой продукции в целом составила 2,9%, по сливочному маслу и маргарину — 2,3%, растительному маслу — 7,6%, майонезу — 6,5%, майонезным соусам — 11,7%. При этом в натуральном выражении продажи всей масложировой продукции снизились на 2,3% и только по майонезным соусам выросли на 4,8%. Для сравнения, среди других соусов рост в денежном выражении показали, например, кетчупы (+9,1%) и соевые соусы (+8%).
На сегодняшний день крупнейшим производителем майонезов в России является компания «Русагро», ей принадлежит почти 30% рынка. На втором месте с долей в 19,1% находится ЭФКО, замыкает тройку лидеров «Эссен продакшн» с долей в 15,4%, говорит Мальцев.
Крупнейшие производители подтверждают тенденцию на увеличение выпуска сусов. «Эссен продакшн» произвела почти 235 000 т продукции соусного направления под брендом «Махеевъ» в 2023 году, а в 2024-м планирует нарастить выпуск до 250 000 т, рассказал Forbes коммерческий директор компании Николай Орлов. По его словам, ежегодно компания закупает и устанавливает на своих производственных площадках две-три новые линии для изготовления соусной продукции. ЭФКО в прошлом году выпустила более 170 000 т соусов, свыше 90% из них приходится на майонезы, добавляет директор брендового дивизиона компании Евгений Шулепов. «В этом году мы планируем увеличить реализацию еще на 10–15%», — говорит он.
Согласно данным исследовательской компании NTech, с которыми ознакомился Forbes, на I квартал 2024 года доли брендов в подкатегории «соусы» в денежном выражении распределились следующим образом: «Слобода» — 14,55%, «Махеевъ» — 13,76%, Heinz — 12,94%, «Ряба» — 7%, Mr.Ricco — 6,91%. Наибольшей популярностью среди соусов у россиян, по данным NTech, пользуются майонезный соус (60,51% от всей категории, по данным на I квартал 2024 года), томатный (24,28%), прочие соусы — сладкий перец, песто, терияки и другие (5,62%), соевый (3,74%) и соус азиатский (1,85%).
Майонез покоряет мир
Российские производители постепенно наращивают экспорт майонеза, говорят собеседники Forbes. «В этом году мы ожидаем, что объемы экспорта майонеза и соусов на его основе составят около 135 000 т, — прогнозирует Мальцев из Масложирового союза. — В 2023 году показатель достиг 107 000 т. Кетчупа мы пока экспортируем менее 30 000 т, но его и производится в три раза меньше».
За январь — май 2024 года поставки российских соусов выросли на 17% год к году в натуральном выражении, подсчитали аналитики «Агроэкспорта». За последние пять лет рост российских поставок соусов за рубеж составил около 30% в натуральном и около 65% в стоимостном выражении, добавляют в центре. В 2022 году, например, Россия поставила на мировой рынок 158 400 т соусов на сумму $292,1 млн. При сохранении положительной динамики поставок отечественный экспорт соусов к 2030 году может перейти рубеж в 220 000 т, или $400 млн, полагают в «Агроэкспорте». Много это или мало? Для сравнения, основного экспортного товара России — зерновых, по данным Минсельхоза, было продано в другие страны на общую сумму $16 млрд. А, например, пива, по информации «Агроэкспорта», российские производители в 2023 году экспортировали на $160 млн.
В сегменте соусов именно майонез остается главной экспортной продукцией. В 2022 году, по данным «Агроэкспорта», его было продано 123 200 т ($237,5 млн в денежном выражении). На томатные соусы тогда пришлось 17,3% российского экспорта в натуральном выражении (27 400 т) и 15% в стоимостном ($43,9 млн). Суммарная доля соевого соуса и горчицы в общей структуре поставок соусов оценена в 5% в натуральном выражении (7900 т) и 3,6% в стоимостном ($10,6 млн).
Основные покупатели — страны ЕАЭС и другие ближайшие соседи. «Ожидать активного спроса от других стран не приходится», — уточняет Мальцев. «С точки зрения перспектив увеличения поставок соусов и продуктов для их приготовления ключевыми для России рынками сбыта остаются государства ЕАЭС, на которые традиционно приходится более половины всего российского экспорта, и другие страны ближнего зарубежья — Узбекистан, Азербайджан, Грузия, Таджикистан, — отмечает представитель «Агроэкспорта». — Российские компании рассматривают также рынки стран Персидского залива и Юго-Восточной Азии, а также Китая, Гонконга, Монголии и ряда государств Африки — Нигерии, Марокко, ЮАР, Ганы, так как там с повышением уровня жизни населения растет и потребление уникальных соусов, используемых в кухнях других стран».
Импорт соусов и вкусовых добавок в Россию последние годы был ниже 100 000 т и с 2018 года демонстрирует небольшое, но постоянное снижение в натуральном выражении, добавляет представитель «Агроэкспорта». В основном мы завозим соевый соус (20,6% в натуральном выражении, или 19 600 т за 2022 год), томатные соусы (17% импорта, или 16 200 т) и горчицу (1800 т). В тройку основных поставщиков вошли Китай (20,7% от отечественного импорта, или 19 700 т), Республика Корея (13,6%, или 1290 т) и Вьетнам (10,1%, или 9600 т).