Стоимость проезда в плацкарте выросла на 23% за первое полугодие
Стоимость проезда в плацкарте нефирменного поезда выросла на 23% за первое полугодие 2024-го по сравнению с тем же периодом год назад, следует из данных Росстата. На рост цен повлиял в том числе аномально высокий спрос на внутренний туризм, считают эксперты. В ФПК отметили, что в высокий сезон путешествий, то есть летом или в декабре, стоимость билетов всегда будет выше
Средняя стоимость проезда в плацкартном вагоне нефирменного поезда дальнего следования за первое полугодие 2024-го выросла на 23% по сравнению с тем же периодом годом ранее и составила 287 рублей на 100 км пути, пишут «Ведомости» со ссылкой на данные Росстата.
Стоимость проезда в плацкартном вагоне фирменного поезда выросла на 17% — до 401 рубля. Проезд в купе нефирменного поезда подорожал на 15%, то есть до 438 рублей, в купе фирменного поезда — на 16%, до 595 рублей.
Тарифы на проезд в плацкартном и общем вагоне по России регулируются государством, пояснил газете представитель Росстата. Ведомство отслеживает цены на плацкарт за 28 дней до отправления поезда и сравнивает их с графиком гибкого регулирования тарифов, который утверждает Федеральная антимонопольная служба. Этот график регламентирует изменения стоимости проезда по календарным периодам внутри года.
При этом ФАС периодически индексирует ставки регулируемых железнодорожных тарифов. Представитель службы рассказал «Ведомостям», что индексация тарифов на пассажирские перевозки в дальнем следовании в регулируемом сегменте проводится в соответствии с прогнозом социально-экономического развития России.
Крупнейшим российским пассажирским железнодорожным перевозчиком в дальнем следовании является «дочка» государственной РЖД Федеральная пассажирская компания (ФПК). По ее собственным данным, доля этой компании на рынке составляет 95%. Представитель ФПК подтвердил «Ведомостям», что тарифы в плацкартных, общих вагонах и вагонах с местами для сидения скорых поездов дальнего следования компания устанавливает на основании графика гибкого регулирования тарифов ФАС. «В высокий сезон путешествий, летом или в декабре, стоимость всегда будет выше, а в менее активный период, в феврале или ноябре, ниже», — отметил представитель ФПК.
Выручка ФПК по РСБУ от пассажирских перевозок в поездах дальнего следования за прошлый год выросла на 26% — до 278,6 млрд рублей, следует из финансовой отчетности компании. Из них 150,7 млрд рублей пришлось на нерегулируемый сегмент (купе, СВ и люкс), 127,9 млрд рублей — на регулируемый (плацкарта и сидячие места в скорых поездах). Чистая прибыль ФПК за 2023 год выросла в 1,9 раза, до 21,1 млрд рублей.
По мнению гендиректора «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, на рост цен влияет аномально высокий спрос на внутренний туризм в 2024 году. Увеличение спроса приводит к росту цен в условиях ограниченного предложения, рассказал он «Ведомостям». «В первую очередь раскупаются билеты по регулируемым тарифам в плацкарте. Это, в свою очередь, приводит к тому, что те, кто не успел купить дешевые билеты, вынуждены брать их в другие классы вагонов», — пояснил Бурмистров.