FT сообщила о возможном расширении российского «теневого флота» СПГ-танкеров
Тайные покупатели начали скупать десятки СПГ-танкеров — предположительно, для расширения российского «теневого флота», пишет FT со ссылкой на аналитиков и инсайдеров. Так, Москва может готовиться к ужесточению санкций против энергетического сектора, отмечает издание. На этом фоне цены на старые танкеры, спрос на которые падал с ужесточением экологических норм, выросли на несколько десятков миллионов долларов
Тайные покупатели начали скупать десятки танкеров для перевозки сжиженного природного газа (СПГ) — предположительно, для расширения российского «теневого флота». Об этом пишет Financial Times со ссылкой на данные Kpler, Windward и инсайдеров судоходной отрасли.
Согласно им, большинство покупателей зарегистрированы в Объединенных Арабских Эмиратах. С 2023 года они приобрели больше 50 СПГ-танкеров, хотя ранее такие сделки были редкостью. Некоторые фирмы, базирующиеся в Дубае, имеют непрозрачные структуры собственности, характерные для компаний, которые управляют танкерами, перевозящими российскую нефть, утверждает FT.
Расширяя свой «теневой флот», Москва может готовиться к ужесточению санкций против российского энергетического сектора, отмечает издание. Сейчас продажи российского СПГ меньше страдают от западных ограничений, чем экспорт нефти, однако вскоре это может измениться. Ранее в июне ЕС запретил разгрузку российского СПГ с крупных ледокольных судов на более мелкие танкеры в европейских портах ЕС. А США ввели санкции против российского проекта «Арктик СПГ 2».
По данным Kpler, суда, предположительно, пополнившие российский «теневой флот», ходят по маршрутам, традиционно используемым для транспортировки газа из России. Одно из них загружает СПГ на Ямале, где расположен флагманский экспортный проект России, еще не попавший под санкции. В целом ситуация на рынке СПГ-танкеров указывает на развитие «сложной сети морских операций, потенциально связанных с российскими интересами», говорят аналитики Kpler.
На этом фоне стоимость старых танкеров, которые используют для обхода западных санкций, существенно выросла. Один из таких кораблей, построенный в 2007 году, был продан за $50 млн в 2022 году. В этом году сумма сделки по покупке танкера составила уже $80 млн, пишет FT. «Рынок старых СПГ-танкеров с паровыми турбинами сократился из-за ужесточения экологических норм, а также значительного усовершенствования технологий. Однако сейчас мы наблюдаем возрождение в этом сегменте. Отчасти это можно объяснить тем, что суда переходят в теневой флот», — заявил управляющий директор по рынку СПГ судового брокера SSY Тоби Дунипэйс.
По его словам, SSY всегда проверяет новых клиентов на предмет соответствия санкционным ограничениям, но последние события заставили компанию ужесточить контроль. В этом году брокеру уже пришлось отказать нескольким потенциальным клиентам, которые не прошли проверку, заявил Дунипэйс.
В конце апреля пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, комментируя возможное ужесточение санкций ЕС в отношении поставок российского СПГ, подчеркивал, что Россия будет искать пути для их преодоления. «Продолжаются попытки выдавливания России с энергетических рынков, переход на более дорогие рынки, прежде всего, конечно, это выгодно для США, для ряда других стран. Для конечных потребителей, прежде всего промышленных секторов Европы это будет означать более дорогой газ», — отмечал он.