К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Коммерсантъ» узнал о планах РПЦ запретить бизнесу использовать религиозную символику


РПЦ и Роспатент подготовили законопроект о запрете использовать религиозную символику и имена святых в коммерческих целях, узнал «Коммерсантъ». В правовом управлении Московской патриархии заявили, что использование такой символики может привести к оскорблению чувств верующих. Новые правила не будут распространяться на товарные знаки, зарегистрированные до вступления в силу соответствующего закона

РПЦ и Роспатент разработали поправки к Гражданскому кодексу, запрещающие использовать религиозную символику и имена святых в коммерческих целях, рассказала «Коммерсанту» руководитель правового управления Московской патриархии игуменья Ксения (Чернега). «Использование обозначений с религиозной символикой (семантикой) в качестве товарных знаков может привести к оскорблению чувств верующих», — пояснила она. По словам игуменьи Ксении, регистрация такого товарного знака будет противоречить принципам морали. 

Она привела примеры таких наименований: «Выпускаются вина «Душа монаха», «Исповедь грешницы», продаются сигареты Saint George, для реализации средств гигиены зарегистрирован товарный знак «Кроткая монашка», а для алкогольной продукции — «Церковные обряды». За частной организацией зарегистрирован товарный знак «Батюшка онлайн».

«Новый закон установит запрет на предоставление исключительного (монопольного) права физическому или юридическому лицу, в том числе религиозной организации, на использование религиозных символов и имен святых», — заключила руководитель правового управления Московской патриархии. При этом в московском патриархате уточнили, что новые правила не будут распространяться на товарные знаки, зарегистрированные до вступления в силу соответствующего закона. 

 

Заместитель главы комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Александр Шендерюк-Жидков ранее сообщал, что законопроект должен быть внесен в Госдуму до конца весенней сессии. По его словам, с такой просьбой к спикеру Совфеда Валентине Матвиенко несколько месяцев назад обратился патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Инициативу поддержали и представители других конфессий. «Любая община нуждается в финансовой помощи, но когда она начинает заниматься бизнесом, это неправильно», — рассказал «Коммерсанту» главный раввин России Берл Лазар. Первый заместитель председателя Духовного управления мусульман России Дамир Мухетдинов заявил, что «религиозная символика начинает эксплуатироваться недобросовестными людьми, особенно это касается халяльного питания». 

 

При этом юрист по интеллектуальной собственности, автор Telegram-канала «Вычислить по IP» Анастасия Сковпень отмечает, что сейчас статья 1482 ГК предусматривает, что регистрации не подлежат обозначения, способные ввести потребителя в заблуждение, а также «противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали». «Роспатент, как следует из практики, уже отказывает в регистрации обозначений, прямо или косвенно связанных с какой-либо конфессией», — рассказала она изданию. Гендиректор компании «Онлайн Патент» Алина Акиншина напомнила также, что «обозначения с религиозной символикой, в том числе изображения крестов и полумесяцев, и в настоящее время не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков». 

В апреле 2023-го патриаршая комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства РПЦ предложила ввести запрет на перенесение человеческого образа и его свойств на неодушевленные программы искусственного интеллекта. Она также посчитала необходимым законодательно закрепить дисклеймер, который бы предупреждал об общении с нейросетью, а не живым человеком. О разработке соответствующего законопроекта не сообщалось. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+