К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Картель против барреля: почему ОПЕК не смогла вернуть нефть по $100

Фото Stephane Mahe / Reuters
Фото Stephane Mahe / Reuters
ОПЕК и присоединившиеся к ней нефтедобывающие страны, включая Россию, сформировавшие альянс ОПЕК+, в последние годы сокращают добычу. Их усилия увенчались лишь относительным успехом: на рынке не произошло обвала цен, но и серьезный рост не был отмечен, поскольку не присоединившиеся к альянсу страны во главе с США нарастили добычу

Начиная с осени 2022 года участники Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) и ряд примкнувших к ним государств (так называемый ОПЕК+) живут в режиме добровольного сокращения добычи нефти. О нем было объявлено в октябре, когда участники ОПЕК+ договорились с ноября сократить добычу на 2 млн баррелей в сутки относительно уровней августа. Сделано это было на фоне резкого сокращения нефтяных цен. Если еще в июне 2022 года стоимость нефти марки Brent достигала почти $120 за баррель, то к началу октября опустилась ниже $90. 

Соглашение регулярно продлевалось, а отдельные страны, например Саудовская Аравия и Россия, объявляли о дополнительных добровольных сокращениях. Несмотря на это, средние цены на нефть все последующие месяцы держались ниже $90 за баррель. В последний раз о продлении сокращения добычи на 2,2 млн баррелей в сутки было объявлено в марте, но мировой рынок нефти встретил эту новость равнодушно. Аналитики, опрошенные тогда Forbes, отмечали, что влияние ОПЕК+ на рынок носит ограниченный характер, поскольку государства, не входящие в объединение, наоборот, наращивают добычу нефти.

Отрицательно влияет на способность ОПЕК+ диктовать условия на нефтяном рынке и отсутствие дисциплины среди ее участников. Так, в декабре 2023 года альянс покинула Ангола, которая была не согласна с политикой сокращения добычи. А 11 мая министр нефти Ирака Хайян Абдель Гани заявил, что Багдад уже достаточно сократил добычу нефти и не согласится ни на какие дальнейшие сокращения на предстоящей встрече 1 июня. Впрочем, уже на следующий день он сам же дезавуировал свое заявление, сказав, что Ирак привержен добровольному сокращению добычи нефти, согласованному ОПЕК+, поскольку является членом этой организации, и подчинится ее решениям. 

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

История большой нефти

ОПЕК была создана в 1960 году для координации деятельности и выработки общей политики в отношении добычи нефти среди стран-участниц, поддержания стабильных цен на нефть, обеспечения поставок нефти потребителям и получения отдачи от инвестиций в нефтяную отрасль. В настоящее время в состав ОПЕК входят 12 стран: Алжир, Венесуэла, Габон, Ирак, Иран, Конго, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия и Экваториальная Гвинея. В последние годы из ОПЕК по разным причинам, кроме Анголы, вышли Индонезия, Катар и Эквадор.

После того как в 2016 году мировые цены на нефть опустились ниже $30 за баррель, ОПЕК и еще 11 нефтедобывающих стран (Азербайджан, Бахрейн, Бруней, Бразилия, Казахстан, Малайзия, Мексика, Оман, Россия, Судан и Южный Судан) в декабре подписали в Вене декларацию о сотрудничестве, образовав ОПЕК+. На долю ОПЕК+ приходится около половины мировой добычи нефти. Крупнейшими производителями в альянсе являются Саудовская Аравия и Россия. О присоединении к ОПЕК+ с января 2024 года объявила Бразилия.

 

С момента образования ОПЕК+ альянсу какое-то время удавалось успешно регулировать цены на нефтяном рынке. Например, в декабре 2016 года страны ОПЕК объявили о снижении добычи на 1,2 млн баррелей в сутки в первом полугодии 2017 года года, а не входившие в картель страны согласились на сокращение на 560 000 баррелей в сутки. В итоге цены удалось поднять выше $50 за баррель. В апреле 2020 года, когда из-за пандемии цены на нефть вновь резко упали (стоимость барреля Brent опускалась до $20), ОПЕК+ договорилась о сокращении добычи нефти на 10 млн баррелей в сутки с постепенным снижением сокращения до 6 млн баррелей в сутки. Цены после этого пошли вверх. В апреле 2021 года Brent торговалась в диапазоне $62-66 за баррель, и ОПЕК+ решилась на постепенное наращивание добычи нефти. 

В нынешней ситуации, когда длящееся больше полутора лет сокращение не позволяет ценам на Brent закрепиться выше $90 за баррель, аналитики все чаще сомневаются в способности ОПЕК+ влиять на рынок. Как писал в декабре 2023 года стратег UBS Group AG Джованни Стауново, пусть альянс и хочет, чтобы его считали контролирующим рынок, заявления отдельных стран-участниц только вносят сумятицу. Тогда же старший вице-президент по нефтяному рынку в Rystad Energy Хорхе Леон отмечал, что Саудовская Аравия не способна обеспечить внутригрупповое следование принятым решениям о сокращениях добычи. «Рынок, вероятно, будет сильно сомневаться в том, что отдельные страны действительно сократят добычу в соответствии с добровольными обязательствами, не в последнюю очередь учитывая плохую коммуникацию», — писал руководитель отдела исследований A/S Global Risk Management Арне Ломанн Расмуссен.

Впрочем, опрошенные Forbes эксперты считают, что ОПЕК+ пока рано сбрасывать со счетов.

 

Картель жив

«ОПЕК+, по сути, является картелем, хотя сама организация официально никогда себя так не назовет, — рассуждает эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. — Картели, как правило, схлопываются — но это теория, а на практике эти перспективы могут тянуться годами и десятилетиями. Картель в виде старого ОПЕК примерно к 2016 году стал неэффективен, но появление ОПЕК+ в конце 2016 года показывает, что на парочку десятилетий ОПЕК+ еще вполне может хватить. Да, все его члены вместе работают не идеально, но этот картель работает. Если бы не усилия ОПЕК+, нефть уже сейчас была бы намного ниже нынешнего уровня».

ОПЕК и ее союзники продолжат контролировать нефтяной рынок независимо от состава участников, полагает старший аналитик Альфа-банка Никита Блохин. «Несмотря на разногласия внутри альянса, он демонстрирует политическую гибкость и приверженность коллективному подходу к регулированию рынка, — объясняет он. — Это подтверждают и отчеты ОПЕК, в которых в последние месяцы организация перестала использовать данные отдельно по странам, входящим и не входящим в ОПЕК, и отныне приводит их по всей группе стран — участниц Венского соглашения, признавая превалирующую значимость ОПЕК+».

Если же предположить, что ОПЕК+ распадется, то в перспективе не исключен вариант ценовой войны между крупнейшими производителями нефти, от которой пострадают все участники, добавляет Митрахович. Тогда, по его словам, каждый из игроков будет стараться снижать цены на нефть до минимально допустимых для себя уровней.

«Россия при этом может протянуть достаточно долго, поскольку ее население привыкло к сложностям и готово жить какое-то время при низких ценах, — рассуждает Митрахович. — Саудовская Аравия также сможет долго продержаться, поскольку у нее очень низкая себестоимость добычи нефти. Но ценовая война, на мой взгляд, в нынешних условиях слишком рискованна. Сейчас у США есть преимущество, поскольку они сохраняют контроль над главной резервной валютой и Вашингтон в состоянии эмитировать достаточное количество долларов для поддержки своих нефтяников. Хотя процесс дедолларизации идет, и когда-нибудь США уже не смогут использовать бесконтрольную эмиссию доллара для этих целей».

Главным драйвером цены на нефть сейчас является высокая доходность американских казначейских облигаций на уровне 5,25-5,5%, что делает вложение средств в них очень привлекательным для инвесторов, которые опасаются рискованных активов, в том числе покупки сырьевых товаров, включая нефть, отмечает главный стратег инвестиционной компании «Вектор Икс» Максим Худалов. «На этом фоне спекулянты продают фьючерсные контракты на нефть, рассчитывая позже заработать на их покупке по более низкой цене, а это двигает цены на нефть вниз, — говорит эксперт. — В результате все усилия ОПЕК+ по сдерживанию добычи для приведения рынка в состояние баланса лишь замедляют темпы падения цен. Но при этом говорить о провале стратегии ОПЕК+ или развале картеля некорректно даже с учетом демарша Анголы и Ирака. Низкие цены серьезно тормозят возможности крупных компаний по освоению новых месторождений, что может привести к дефициту предложения, и тогда члены ОПЕК+ смогут компенсировать нынешние потери от снижения добычи».

 

«Может сложиться превратное впечатление, что нежелание отдельных государств участвовать в добровольных сокращениях предполагает расхождение позиций или даже разлад внутри ОПЕК+, который может привести к распаду коалиции, — продолжает Блохин. — Однако последние соглашения свидетельствуют об обратном: если раньше добровольные ограничения в первую очередь ложились на плечи Саудовской Аравии и России, на которые приходится почти половина добычи ОПЕК+, то сейчас в необходимость своевременной реакции на геополитические вызовы и изменения баланса нефтяного рынка верят уже восемь стран, готовых на регулярной основе оперативно пересматривать свои планы».

Именно это, по словам Блохина, позволило картелю и его союзникам поддерживать с начала 2024 года комфортный для участников уровень цен, который, судя по ожиданиям рынка, останется стабильным в среднесрочной перспективе. ОПЕК+ остается балансирующим поставщиком на нефтяном рынке, несмотря на рост добычи в ряде стран, не присоединившихся к альянсу. По оценке Блохина, риск снижения рыночной доли альянса на фоне агрессивного роста добычи в США ограничен, поскольку его львиная доля приходится на несколько новых нефтеносных провинций при стагнации или снижении производства на ряде более старых месторождений. Новые месторождения смогут обеспечить прирост нефтедобычи лишь от 0,4 до 0,5 млн баррелей в сутки в течение ближайших двух лет, что несопоставимо с объемом заявленных добровольных ограничений ОПЕК+, резюмирует Блохин. 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+