«Автостат» сообщил о замедлении темпов роста рынка подержанных автомобилей
В апреле в России было продано 509 526 автомобилей с пробегом, что на 3% больше в годовом выражении и на 1,5% — по сравнению с мартом, следует из данных аналитического агентства «Автостат». Апрельский результат является максимальным начиная с сентября 2023 года, когда было перепродано 551 273 автомобиля.
При этом мартовские продажи (502 097 автомобилей) на 25,7% превышали февральские, а продажи в феврале (399 412 автомобилей) увеличились по сравнению с январем на 23%. Таким образом, в апреле впервые с начала 2024 года произошло замедление темпов роста рынка подержанных автомобилей.
Всего за первые четыре месяца 2024 года россияне приобрели 1,74 млн легковых автомобилей с пробегом. Это на 0,8% меньше, чем в январе — апреле 2023 года, отмечают эксперты «Автостата».
Наиболее популярной маркой на вторичном рынке остается Lada — в апреле россияне купили 127 309 таких автомобилей. Причем самой популярной моделью среди подержанных машин остается LADA 2107, в апреле россияне купили 12 276 «семерок». Второе место сохраняет японская Toyota, продажи которой в апреле составили 52 575 единиц. Далее следуют корейские бренды Kia (29 084 автомобиля) и Hyundai (27 275). На последнем месте — японский Nissan (24 077).
Исполнительный директор автомобильной компании Fresh Андрей Лузгин в разговоре с «Ведомостями» предположил, что снижение вторичного рынка в месячном выражении связано со скидками и спецпредложениями на новые машины у дилеров. Это также привело к увеличению предложения автомобилей с пробегом в апреле примерно на 14% в годовом выражении, отмечает эксперт. «Пока для снижения прайсов на новые автомобили предпосылок нет — высокая ключевая ставка и ужесточение правил растаможки авто негативно отразились на ценниках», — считает Лузгин.
При этом директор по маркетингу «Рольфа» Ринат Утешев говорит, что снижение спроса во вторичном сегменте связано с подорожанием машин, ввезенных через третьи страны, и удешевлением новых автомобилей в сегменте от 1,5 млн до 3 млн рублей.
В феврале правительство уточнило порядок расчета размера платежа за ввоз в Россию автомобилей из стран Евразийского экономического союза. С 1 апреля налоги и сборы, не доплаченные из-за занижения таможенной стоимости автомобилей, ввозимых в Россию из стран ЕАЭС, учитываются в составе утилизационного сбора, обязательного к уплате как физическими, так и юридическими лицами.
«Такой подход позволит избежать ситуаций, когда граждане и компании, ввозящие автомобили, растаможенные в странах ЕАЭС, получают необоснованные преимущества по сравнению с автовладельцами, делающими это в России и уплачивающими установленные законом налоги и сборы в полном объеме», — заявили тогда в правительстве.