Минфин США ввел санкции в отношении бывшей компании Дерипаски Rasperia Trading Limited, владеющей долей более чем в 20% в Strabag, которую хотел приобрести RBI. Под санкции попали также бизнесмен Дмитрий Белоглазов и еще две компании: одной из них Дерипаска в начале года продал Rasperia, чтобы продать замороженные акции в европейской компании. США считают это попыткой уклониться от санкций. Представитель Дерипаски ранее говорил, что миллиардер «уже давно не имеет никакого отношения к Strabag»
Минфин США ввел санкции в отношении кипрской Rasperia Trading Limited — бывшей компании Олега Дерипаски (в 2024 году он занял 51-е место в рейтинге российских миллиардеров по версии Forbes с состоянием $2,8 млрд), которая, по утверждению американского Минфина, владеет замороженными акциями миллиардера в европейской компании. Об этом говорится в сообщении на сайте американского Минфина.
Также в санкционный список попали один гражданин России и две российские компании. Речь идет об ООО «Титул», учредителем которого является Дмитрий Белоглазов (попал в SDN List 14 мая), и АО «Илиадис» (согласно данным ЕГРЮЛ, гендиректором обеих компаний является один и тот же человек — Ксения Потапова). Минфин США считает их причастными к «попытке уклонения от санкций, в рамках которой непрозрачная и сложная предполагаемая продажа активов могла бы разморозить более $1,5 млрд» — стоимость акций, принадлежащих Дерипаске, следует из сообщения ведомства.
В Минфине США пояснили, что в июне 2023 года Дерипаска и Белоглазов, учредивший компанию по оказанию финансовых услуг ООО «Титул» (согласно данным ЕГРЮЛ, основной вид деятельности компании — вложения в ценные бумаги), якобы согласовали сделку по продаже замороженных акций Дерипаски в европейской компании. Через несколько недель после этого была создана «дочка» «Титула» АО «Илиадис», которая в начале 2024 года купила российскую инвестиционную холдинговую компанию Rasperia Trading Limited, утверждает Минфин США.
В декабре 2023 года Raiffeisen Bank International (RBI) объявил, что планирует выкупить 27,78% акций Strabag, принадлежащих кипрской Rasperia Trading Limited, через свою российскую «дочку» — Райффайзенбанк — за €1,51 млрд. После сделки Райффайзенбанк должен был передать акции материнской группе в виде дивидендов. В Strabag заявляли, что после заключения договора Rasperia «перестанет (косвенно) контролироваться Дерипаской».
В начале мая RBI отказался от сделки по покупке доли в Strabag «из соображений осторожности». Представитель банка заявлял Reuters, что RBI «не будет покупать акции ни у Дерипаски, ни у какого-либо другого подпадающего под санкции лица или организации». Представитель Дерипаски тогда отметил, что миллиардер «уже давно не имеет никакого отношения к Strabag» и не будет комментировать ситуацию, считая западные санкции против него «совершенно ошибочными» и «основанными на ложной информации».
В марте 2024 года пресс-служба австрийской компании Strabag, в которой Rasperia владела более чем 20% акций, сообщила, что миллиардер продал Rasperia и больше ее не контролирует. «Strabag получила инвестиционные отчеты от Олега Дерипаски и АО «Илиадис», из которых следует, что МКАО Rasperia Trading Limited передана АО «Илиадис» и, таким образом, продажа в России, объявленная в декабре 2023 года, завершена», — отметили в Strabag. В компании уточнили, что «согласно этим сообщениям, Rasperia Trading Limited, владеющая 24,1% акций Strabag, теперь контролируется АО «Илиадис», а Олег Дерипаска отказался от прежнего (косвенного) контроля».
Rasperia приобрела акции Strabag в 2007 году. Как передает «Интерфакс», структура «Базового элемента» Дерипаски стала владельцем 25% Strabag, с которой холдинг сотрудничал при строительстве объектов Олимпийской деревни в Сочи. Rasperia в 2019 году переехала (редомицилировалась) в качестве «Распериа Трейдинг Лимитед» в специальный административный район в Калининграде. Ее владельцы в ЕГРЮЛ не раскрываются.
Дерипаска попал под американские санкции в 2018 году. Вместе с ним в санкционном списке оказались также основанные Дерипаской компании, включая группу En+, алюминиевую компанию UC Rusal, автопроизводителя ГАЗ и энергетическую компанию «Евросибэнерго». В начале 2019 года три компании (En+, UC Rusal и «Евросибэнерго») были исключены из санкционного списка после того, как миллиардер выполнил условие Минфина США и отказался от контрольных долей в этих активах. Сам бизнесмен и остальные его предприятия остались под санкциями.