Экономисты заявили о стагнации промышленности и инвестиционной активности в России
Промышленность и инвестиционная активность в России стагнируют, экспорт продолжает ухудшаться, а высокие процентные ставки тормозят рост потребительского спроса. К такому выводу пришли эксперты близкого к правительству Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. Одна из причин стагнации, по их мнению, — исчерпание прежних «идей роста», включая вложения в импортозамещение, ОПК и строительство жилья
Промышленное производство и инвестиционная активность в России стагнируют, ситуация с экспортом ухудшается, а высокие процентные ставки тормозят рост потребительского спроса. К такому выводу пришли эксперты близкого к российскому правительству Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), пишет Reuters со ссылкой на подготовленный им апрельский обзор.
Согласно ему, экономисты фиксируют признаки ухудшения многих показателей российской экономики в конце 2023-го — начале 2024 года. Формирующиеся тренды внушают опасения, а стоящие перед Россией долгосрочные вызовы требуют решений «здесь и сейчас», говорится в обзоре.
По данным ЦМАКП, прирост промышленного производства в феврале 2024 года составил всего 0,5% относительно значений января, и это увеличение выпуска «преимущественно компенсирует его снижение в январе». «В целом, следует констатировать сохранение стагнационной тенденции по меньшей мере с середины 2023 года. В большей части основных видов деятельности переход к стагнации либо уже произошел, либо все сильнее просматривается», — констатируют экономисты.
Высокие процентный ставки тормозят рост потребительского спроса, который считается одним из основных драйверов экономического роста. По данным аналитического центра, в январе и феврале потребительская активность в России упала на 0,2% без учета сезонности.
Февраль 2024 года стал четвертым месяцем стагнации инвестиционной активности, указали эксперты ЦМАКП. Наиболее высокая инвестактвиность, по их информации, была зафиксирована в середине прошлого года, текущий же уровень несколько выше среднемесячного значения 2019 года, но ниже ниже уровня 2021 года. «Отчасти это связано, видимо, с исчерпанием прежних «идей роста» (инфраструктура, импортозамещение, ОПК, жилье), отчасти — с ужесточением условий кредитования вообще, и ипотечного — особенно, отчасти — с наметившимся падением рентабельности в ряде отраслей промышленности», — отметили аналитики.
По их словам, рентабельность сразу в нескольких отраслях экономики «заметно снизилась» из-за «трехмесячной дефляции в промышленности и роста оплаты труда». На этом фоне вслед за ключевой ставкой ЦБ начали повышаться кредитные ставки и доходность ОФЗ. Это дестимулирует как частные инвестиции, так и государственные из-за низких возможностей софинансирования проектов со стороны бизнеса.
Одним из препятствий для экономического роста остается вызванный санкциям «дефицит импорта ряда видов комплектующих, сырья, запасных частей, специфических расходных материалов», указали в ЦМАКП. Одновременно ввоз товаров в страну повысился, что создает риск возникновения «вилки», когда дефицит импортных комплектующих и сырья «сдерживает внутреннее производство», но «возникает пространство для ввоза в страну готовой продукции», указано в обзоре.
В сфере экспорта товаров ситуация «продолжает ухудшаться», физический объем экспорта «снижается довольно уверенно», указали эксперты ЦМАКП. По их мнению, это связано не только с санкциями и «ужесточением их правоприменения», но с «самоограничениями» на поставки нефти в рамках ОПЕК+. На этом фоне Россия больше не может полагаться на доходы от энергетики и дешевую рабочую силу для экономического роста. Одним из решений, предлагают авторы обзора, может стать повышение производительности труда за счет дальнейшей автоматизации и более широкого использования цифровых технологий и роботов.