Спрос на деловые поездки за границу в I квартале 2024 года вырос на 15%
Российские бизнес-туристы в I квартале 2024 года на 15% чаще отправлялись в зарубежные командировки, чем за аналогичный период прошлого года. Об этом говорится в исследовании компании «Аэроклуб», крупного игрока на рынке делового туризма (обслуживает более 1000 корпоративных клиентов в офисах в Москве, Санкт-Петербурге, Владивостоке, а также в Казахстане). С данными ознакомился Forbes.
Количество деловых поездок пока на 46% ниже допандемийных показателей. Доля зарубежных командировок в общем объеме деловых поездок российского бизнеса год к году не изменилась и составила 18%.
Средняя продолжительность командировки составила, как и в прошлом году, семь дней. Самые короткие командировки — в среднем четыре дня — были зафиксированы в страны ближнего зарубежья: Казахстан, Белоруссию, Грузию, Киргизию и Армению. Самые длительные командировки бизнес-туристы из России совершали в Японию и Сингапур (в среднем 24 и 20 дней соответственно).
Доля перелетов бизнес-классом на международных маршрутах год к году выросла на 10%, при этом средняя стоимость билета выросла на 26% к 2023 году и составила 221 000 рублей за перелет в одну сторону. Перелет сотрудника экономклассом в I квартале 2024 года обошелся на 14% дороже, чем годом ранее, — 44 000 рублей. Самый недорогой билет бизнес-туристы приобретали в Белоруссию — 10 700 рублей в экономклассе (минус 5% к 2023-му).
Чаще всего в I квартале 2024 года представители бизнеса из России посещали с деловыми визитами Китай (средняя продолжительность поездки восемь дней). Причем доля деловых перелетов в эту страну выросла с 3% в I квартале 2023 года до 12% в I квартале 2024 года, а их количество увеличилось более чем в четыре раза. Казахстан оказался на втором месте по востребованности у деловых путешественников, спрос на это направление вырос на 18%. Доля командировок в Казахстан, как и годом ранее, составила 8%, продолжительность в среднем четыре дня.
Эксперты «Аэроклуба» отметили падение интереса к командировкам в Турцию, к прошлому году спрос на авиабилеты в эту страну сократился на 13%. На треть реже стали летать российские бизнес-туристы и в Сербию. А ОАЭ, напротив, продолжает привлекать российский бизнес, покупки авиабилетов в этот экономический центр Ближнего Востока превзошли показатели допандемийного 2019 года на 176% и выросли к прошлому году на 12%.
«Популярность китайского направления обусловлена формированием новых цепочек поставок среди компаний производственного и торгового сектора, заменой товаров и комплектующих европейских брендов на продукцию китайских производителей, — поясняет управляющий директор компании «Аэроклуб» Юлия Липатова. — ОАЭ и страны Средней Азии ощущают на себе своего рода экспансию русского бизнеса: многие компании открывают офисы на этих рынках как для развития бизнеса и привлечения новых инвестиций, так и для облегчения процесса международных взаиморасчетов. В целом мы наблюдаем устойчивый тренд движения бизнес-туристов «на Восток». Исключение составляют Турция и Сербия, которые стали транспортными хабами для посещения стран Шенгенского соглашения».
Чаще всего в начале 2024 года в командировки отправлялись сотрудники IT- и телеком-компаний: доля авиабилетов, которые они приобрели, составила 28%. Однако спрос на авиабилеты за рубеж со стороны этой индустрии сократился по отношению к I кварталу 2023 года на 19%. Представители нефтегазовой промышленности и энергетики на 71% чаще отправлялись в командировки за рубеж, чем годом ранее, доля их авиабилетов составила 11%. На третьем месте сотрудники фармацевтических компаний, которые увеличили число зарубежных командировок на 58%, а их доля за год выросла до 7% (5% в 2023 году).
«Деловой туризм стабильно демонстрирует рост. Мы ожидаем, что число зарубежных командировок сохранит динамику и к концу года превысит объемы 2023 года на 20–25%», — прогнозирует Липатова.