ФАС потребовала от Wildberries устранить нарушения в работе с продавцами
ФАС выдала предупреждение Wildberries за нарушение антимонопольного законодательства. Служба указала, что в оферте на сайте маркетплейса продавцам навязываются невыгодные условия договора. Служба также обратила внимание на неопределенность условий изменения тарифов на логистические услуги и применения штрафов для продавцов. В пресс-службе Wildberries сообщили, что компания изучит предупреждение ФАС
ФАС выдала предупреждение Wildberries из-за признаков нарушения антимонопольного законодательства, сообщили в пресс-службе ведомства. Там отметили, что в течение 2022-2023 годов ФАС получила большое количество обращений от граждан и организаций, в которых содержатся указания на нарушения антимонопольного законодательства со стороны маркетплейса.
В связи с этим ФАС изучила практики компании, в результате чего пришла к выводу, что некоторые действия Wildberries действительно «содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства». В частности, ФАС обратила внимание на то, что оферта о продаже товаров через маркетплейс навязывает невыгодные условия договора продавцам. Помимо этого, служба указала на «практически ежедневное изменение» тарифов на логистические услуги и хранение товаров. «Это может существенно влиять на продавцов и условия ведения их деятельности на маркетплейсе», — сказано в сообщении. В ФАС подчеркнули, что Wildberries не определил условия изменения тарифов на эти услуги. Точно также не определены условия применения штрафных санкций в отношении продавцов, чьи личные кабинеты были взломаны, говорится в сообщении. В ведомстве добавили, что эти условия «являются несоразмерными».
По результатам проверки ФАС предписала маркетплейсу «внести изменения в оферту о реализации товара на сайте Wildberries», а также «прекратить практики, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства». В пресс-службе ФАС подчеркнули, что в случае неисполнения предупреждения ведомство может возбудить дело о нарушении антимонопольного законодательства в отношении маркетплейса.
В пресс-службе Wildberries Forbes сообщили, что компания изучит предупреждения ФАС. «Компания изучит предупреждение, как только оно поступит в наш адрес. Мы и раньше прислушивались к рекомендациям ФАС России в режиме добровольного саморегулирования и выполняли их. Мы внимательно относимся к замечаниям регулятора и строим свою работу на исполнении требования службы как добросовестный участник рынка», — сказано в сообщении.
В конце января глава ФАС Максим Шаскольский заявил, что ФАС установила, что Wildberries и Ozon занимают доминирующее положение на рынке электронной коммерции. По его словам, вместе маркетплейсы занимают около 80% рынка. Он отметил, что на работу этих компаний «есть достаточно много жалоб» от потребителей и продавцов — представителей малого и среднего предпринимательства. «[Жалобы] поступают постоянно. Чаще всего жалуются на завышение логистических затрат, навязывание невыгодных условий, начисление штрафов», — указал глава ФАС. Комментируя это заявление ФАС, в пресс-службе Wildberries назвали получение статуса содоминанта рынка «ожидаемым результатом» с учетом роста инвестиций платформы в инфраструктуру и развитие клиентской базы. «Сейчас компания перестраивает комплаенс-практики, чтобы внутренние процессы соответствовали новому статусу Wildberries», — сказано в сообщении маркетплейса.
В начале апреля головное юрлицо маркетплейса ООО «Вайлдберриз» отчиталось о финансовых итогах 2023 года. Согласно отчетности по РСБУ, выручка Wildberries от штрафов и неустоек по договорам оферты с продавцами за прошлый год составила почти 15 млрд рублей. Еще почти 5 млрд рублей штрафов, пени и неустоек компания получила по хозяйственным договорам, следует из финансового отчета. Сумма штрафов, взысканных с пунктов выдачи заказов, не раскрывается. В пресс-службе Wildberries заявили, что штрафы и неустойки «имеют стимулирующую и компенсационную функцию» и их нельзя назвать источником дохода.
В 2023 году «Вайлдберриз» получил 539 млрд рублей выручки, это на 70% больше, чем годом ранее, следует из отчета. Основная часть (221,6 млрд рублей) — агентские вознаграждения, розничные продажи товаров принесли компании 121,85 млрд рублей. Маркетплейс увеличил выручку от экспорта продукции в 7,5 раза, до 85,2 млрд рублей, доходы от рекламных услуг выросли в 3,7 раза, до 45,88 млрд рублей. Размер чистой прибыли составил 19 млрд рублей. Маркетплейс уплатил 770 млн рублей налога на сверхприбыль, следует из отчета.