«Ведомости» узнали о планах «Доширака» начать в России производство чипсов и снеков
«Доширак рус», дочерняя компания южнокорейской Doshirak, может начать в России выпуск чипсов и снеков под брендами Buccella и Deluna соответственно, выяснили «Ведомости». По данным газеты, производитель лапши планирует изготовлять чипсы из картофеля или из пшеничной муки и батончики из злаков
Компания «Доширак рус», подразделение корейской Doshirak, в феврале 2024 года подала заявки в Роспатент на товарные знаки для чипсов и снеков, пишут «Ведомости» со ссылкой на данные ведомства. Это бренды в написании кириллицей и латиницей — «Buccella/Бучелла» и «Deluna/Делуна», ранее их не было в ассортименте продукции «Доширак рус». Компания зарегистрировала их как товарные марки для чипсов из картофеля или пшеничной муки и для злаковых батончиков соответственно: в Международной классификации товаров и услуг это 29-й и 30-й классы.
В «Доширак рус» не ответили на запрос газеты. Ранее компания заявляла на сайте и в своих профилях на порталах вакансий о том, что планирует «освоение новых сегментов рынка» и ведет «разработку новых брендов и новых продуктов». «Доширак рус» расширяет бизнес, следует из сообщений компании, — у производителя лапши быстрого приготовления в России есть завод в Раменском Московской области (ООО «Доширак Коя») и завод рядом с Рязанью, где делают лапшу, картофельное пюре и приправы. На заводе в Раменском открыто несколько вакансий по строительству, включая заместителя главного инженера, в задачи которого будут входить «работы по капитальному строительству и реконструкции производственного объекта».
В 2023 году компания купила мукомольный завод у тамбовского мельничного комплекса «Монолит». На заводе производятся мука и отруби, следует из сертификатов на производство. В портфель корейского холдинга также входит завод в Нижегородской области, ранее принадлежавший производителю бульонных кубиков, приправ и лапши Gallina Blanca. «Доширак» выкупил этот бизнес у испанского владельца в конце 2022 года.
Управляющий партнер Walnut Capital Артем Моторный полагает, что российской компании «Доширак» имеет смысл использовать такую категорию, как чипсы, в качестве канала развития. По его словам, потенциально это направление может приносить компании до 2 млрд рублей выручки в год. Выручка «Доширак рус» по российским стандартам бухгалтерской отчетности в 2023 году составила 23,1 млрд рублей против 19,7 млрд рублей в 2022 году, чистая прибыль — 6,8 млрд рублей, по данным «Фокус.Контур».
Гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров отметил, что локализация производства — единственный адекватный вариант, чтобы побороться за более или менее значимую долю на рынке. По его оценке, инвестиции в установку и запуск новых производственных линий на заводе в Раменском могут составить не менее 1 млрд рублей. В среднесрочной перспективе выпуск чипсов и снеков экономически интересен благодаря спросу среди молодежи, сказал Бурмистров.
И Бурмистров, и Моторный напомнили, что конкурировать с лидером рынка — продукцией Lay’s — «Дошираку» будет сложно. По данным аналитической компании NTech, чипсы Lay’s в продажах торговых сетей занимают 64,1% в натуральном выражении и 66,9% — в денежном. С большим отрывом за ними следуют бренды «Русская картошка» от производителя сухих завтраков и снеков «Русскарт» (7,2% в пачках и 5,5% в деньгах) и собственная марка «Пятерочки» Twister (6,7% в пачках и 5,6% в деньгах). В категории злаковых батончиков самые популярные марки — Snaq Fabriq и Bombbar российского производителя «Бомббар» из Самарской области (около 30% рынка протеиновых батончиков), Nut & Go крупного российского производителя снеков и кондитерских изделий — группы КДВ («Яшкино», Calve, «Кириешки» и др.).
Чипсы занимают 42,8% в категории снеков, по данным NielsenIQ. Как подсчитали аналитики компании для издания, в 2023 году их продажи в натуральном выражении выросли на 6,1%, а в денежном — на 19,1%. В январе-феврале 2024 года категория чипсов показала рост год к году на 10,8% в пачках и на 23,1% в деньгах. Высокую динамику демонстрировали продажи батончиков-мюсли: в 1,5 раза в натуральном выражении и на 38,4% — в денежном, по данным NielsenIQ. Конкуренция в сегменте будет усиливаться: Pepsico запустила под Новосибирском первую очередь завода снеков, напомнил Бурмистров.