Количество продавцов на Wildberries и Ozon к концу года вырастет в полтора раза
По предварительной оценке агентства Data Insight (есть у Forbes), в 2023 году объем рынка розничной интернет-торговли в России превысил 7,9 трлн рублей (рост более чем на 36%), а количество заказов — 4,5 млрд (76%). Аналитики компании прогнозируют, что за 2024 год число селлеров, торгующих на Wildberries и Ozon, может увеличится в полтора раза.
«Количество индивидуальных предпринимателей, компаний и самозанятых, торгующих на крупнейших российских маркетплейсах, к декабрю 2024 года вырастет в полтора раза и достигнет 700 000», — прогнозирует руководитель направления исследования селлеров Data Insight Надежда Виноградова. Она объясняет это рядом факторов: органическим ростом и выходом на площадку новых продавцов, а также возобновлением деятельности селлеров ранее приостановивших продажи. «Но главный рост будет идти за счет «ядра», постоянно активных селлеров, тех, для кого продажи на маркетплейсах стали профессиональной деятельностью», — объясняет эксперт.
«Количество активных продавцов на Wildberries превышает указанный в исследовании показатель, — говорит представитель пресс-службы маркетплейса. — За 2023 год общее количество селлеров на площадке выросло на 21%». По данным представителя Ozon, на маркетплейсе по итогам 2023-го торговали более 450 000 предпринимателей. А большое расхождение с оценками Data Insight объясняется разностью методик подсчетов. «Количество активных продавцов [на Ozon]— это число уникальных продавцов, осуществивших хотя бы одну продажу на нашем маркетплейсе в течение 12-месячного периода», — сообщил представитель Ozon.
В конце 2023 года Data Insight провела мониторинг продавцов крупнейших российских онлайн-площадок, Wildberries и Ozon (почти 80% заказов, сделанных онлайн в 2023 году, приходилось на эти маркетплейсы), причем в расчет брались лишь так называемые активные селлеры, то есть те, у которых на момент сбора данных был хотя бы один товар в продаже на маркетплейсе.
«Количество активных продавцов с октября по декабрь увеличилось на 6% у Wildberries и на 7% у Ozon и составило на начало декабря 293 700 и 253 300 соответственно (включая селлеров торгующих на этих маркетплейсах одновременно), — отмечает Виноградова. — Большую долю притока селлеров составили те, которые ранее не размещали товары на этих маркетплейсах. А 6% селлеров Wildberries и 11% — Ozon, которые были активны в октябре, приостановили продажи своих товаров до начала декабря».
Больше всего селлеров на Wildberries (56%) продают одежду, обувь и аксессуары, у Ozon в этой категории работают 35% продавцов. Зато половина торгующих на Ozon продают товары для дома, на Wildberries это делают лишь 34% селлеров. В третей по размеру категории, «Красота и здоровье», на обоих маркетплейсах работают около 20% селлеров.
Основная доля активных селлеров — индивидуальные предприниматели (ИП), на них по состоянию на начало декабря приходится 82,5% продавцов на Wildberries и 75% — на Ozon. Сильнее всего за исследуемый период увеличилось количество самозанятых селлеров на Ozon, прирост 22%. Прирост остальных групп (компаний и ИП) на двух маркетплейсах в среднем равен 6%.