Госдума и кабмин согласовали новые пороги ущерба по экономическим преступлениям
Госдума и правительство согласовали параметры повышения порогов крупного и особо крупного ущерба по ряду экономических преступлений. Новая редакция предусматривает куда менее радикальное, чем было изначально предложено, повышение сумм ущерба по налоговым преступлениям. Ко второму чтению существенно расширился перечень экономических статей УК, по которым будут повышены пороги ущерба
Комитет Госдумы по госстроительству и законодательству рекомендовал ко второму чтению пакет поправок к законопроекту об увеличении порогов крупного и особо крупного ущерба для квалификации экономических преступлений, пишет «Коммерсантъ». При втором чтении значительно расширится перечень преступлений, по которым повышаются суммы ущерба, а сами они будут не повышены, а скорее проиндексированы, отмечает газета по итогам изучения новой редакции законопроекта.
Поправки были разработаны для исполнения поручения Владимира Путина после Петербургского экономического форума 2022 года. Их должны внести в Госдуму ко второму чтению законопроекта «Новые люди». Из-за накопленной инфляции степень общественной опасности преступления на 1 млн рублей в 2022 году значительно ниже по сравнению с преступлением на ту же сумму в 2011 году, отмечали депутаты в пояснительной записке к законопроекту. Проект предполагал повышение порогов по семи экономическим статьям УК. В мае 2023 года проект был одобрен в первом чтении.
По словам первого зампреда комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Ирины Панькиной, депутаты «плотно работали с правительством почти год, ждали поправки, которые официально будут поддержаны кабмином и профильными ведомствами». Ко второму чтению пересмотрены положения о повышении порога по налоговым преступлениям. Ранее предлагалось считать крупным размером при уклонении организациями от уплаты налогов, сборов и страховых платежей (а также при неисполнении обязанностей налогового агента) сумму в 35 млн рублей в пределах трех лет подряд (сейчас это 15 млн рублей), а особо крупным — 100 млн рублей (45 млн рублей). В новой версии эти суммы поднялись до 18,75 млн рублей и 65,25 млн рублей соответственно.
При втором чтении значительно расширится перечень преступлений, по которым повышаются суммы ущерба. Среди новаций — повышение порогов крупного ущерба при уклонении от уплаты таможенных платежей — с 2 млн до 3 млн рублей, а особо крупного — с 6 млн до 9 млн рублей. Для отдельных товаров, список которых определит правительство, пороги останутся прежними. При совершении валютных операций по переводу средств на счета нерезидентов с использованием подложных документов крупным размером предлагается считать 13,5 млн рублей (9 млн рублей сейчас) незаконных переводов в течение года, особо крупным — 65 млн рублей (45 млн рублей).
Размер ущерба для квалификации мошенничества в случаях, когда речь идет о преднамеренном неисполнении договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, если их сторонами являются компании или ИП (ч. 5–7 ст. 159 УК), значительный ущерб повышается с 10 000 рублей сразу до 250 000 рублей, крупный — с 3 млн до 4,5 млн рублей, особо крупный — с 12 млн до 18 млн рублей. Пороги для таких преступлений, как неправомерное использование инсайдерской информации, злоупотребления при эмиссии ценных бумаг, привлечение средств граждан в нарушение требований законодательства о долевом строительстве также проиндексировали.
В новой редакции предлагается декриминализировать один из признаков незаконной предпринимательской деятельности, предполагающий ведение деятельности без разрешения или лицензии (ст. 171 УК), а именно — связь этих действий с получением доходов в крупном и особо крупном размере. Второй признак преступления останется, если это причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству.
Президент ТПП Сергей Катырин отметил, что поправки «в целом поддержаны — повышение крупного и особого крупного размеров ущерба является реакцией на экономические изменения, учитывающие и инфляцию». Руководитель экспертного центра по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов «Деловой России» Екатерина Авдеева сказала, что доработанная версия законопроекта «гораздо больше соответствует критериям баланса частных и публичных интересов». По словам президента «Опоры России» Александра Калинина, «хотелось бы, чтобы пороги были выше».