Букет проблем к 8 Марта: цветов будет меньше, а затрат больше
В начале марта сотни фур выстроились в очереди на границе с Латвией на пропускных пунктах «Убылинка» и «Бурачки» в Псковской области — многие из них везут в Россию партии с розами, тюльпанами и хризантемами к 8 Марта. Свежесрезанные цветы, в отличие от саженцев и зелени для букетов, никогда не попадали под санкции, большая часть цветов на рынок по-прежнему поступает из-за границы. Сейчас они импортируются в Россию в основном через Латвию, Литву и Белоруссию.
К весне 2024 года количество таможенных переходов на северо-западе страны сократилось в три раза, поэтому некоторые торговцы получат свою партию только 9-10 марта, рассказал Forbes цветочный брокер, который занимается поставками из-за рубежа. «Я получил 90% своих цветов, потому что подготовился к этой ситуации, — говорит он. — Но и наши фуры тоже простояли в электронной очереди, которую ввели для автотранспорта, и номера в очереди были 500-е и 600-е». По его словам, путь роз из Южной Америки до российского склада в этом году занял 12 дней вместо обычных для этого пикового периода шести.
Мартовские траты на букеты в 2024 году могут вырасти на 25-30%, в среднем каждый букет, по прогнозу аналитического ресурса «Чек Индекс», будет стоить 3200-3400 рублей в России и 4900-5100 рублей в Москве. Цветы заметно подорожали уже в феврале. С 1 по 19 февраля в магазинах средний чек на букет составил 2632 рубля — на 18% больше, чем в 2023 году.
Тюльпанный коллапс
Ввоз свежесрезанных цветов через северо-западные границы накануне 8 Марта сократился на 13% по сравнению с 2023-м, всего с начала года импортировано 282 млн штук, по данным Россельхознадзора. Самым крупным поставщиком букетов в Россию остаются Нидерланды: в 2024 году на их долю приходится около 35% рынка срезанных цветов, говорят эксперты. На втором месте Эквадор, на третьем — Кения.
Некоторые поставщики продолжают возить цветы через Белоруссию, рассказал Forbes Георгий Сухаржевский, генеральный директор магазинов «Цветы и мед», а это, по его словам, игра в русскую рулетку, на границе нередко случаются проблемы и задержки. «Одна моя знакомая, владелица сети магазинов, заказала к 8 Марта 90 000 тюльпанов из Нидерландов, но они задержались на границе и приедут в Москву уже после праздника, когда эти цветы никому здесь будут не нужны, — говорит он. — Знакомая попала на деньги, теперь срочно ищет тюльпаны у других поставщиков совсем по другим, невыгодным ценам».
Осенью 2023 года на границах начали действовать новые правила с электронной очередью для автотранспорта. Очередь теперь общая и для скоропортящейся продукции, и для других товаров, раньше срезанные цветы пропускали быстрее, уверяет Сухаржевский. Из-за задержки на границе, по его словам, к 8 Марта может возникнуть дефицит цветов, особенно в регионах, где не так много оптовых баз.
Свежесрезанные цветы особенно сильно страдают от усложнившихся маршрутов. Теперь они едут дольше, часть заказа приходит уже в увядшем виде, жалуется Андрей Зеленов, владелец московского цветочного магазина «Буфет Букет». В результате 30% товара, по его словам, приходится отправлять в брак.
Спрос на свежесрезанные цветы в этом году вырос, говорят представители цветочного бизнеса. Например, на День влюбленных было продано на 35% больше букетов, чем в прошлом году, лидером продаж стали розы, рассказывает Сухаржевский. По его словам, российские производители бордовых роз срезали почти все цветы к 14 февраля, и к 8 марта новые не успели дать бутоны, теперь бордовые розы тоже оказались в дефиците.
Ребрендинг гвоздики
Доля отечественных производителей на рынке с 2022 года выросла не сильно — с 15% до 20%, по данным Национальной гильдии флористов. «Мы не можем конкурировать с экваториальными странами, где цветы растут круглый год, у роз, выращенных под Питером, где тоже есть теплицы, себестоимость выходит слишком высокая», — отмечает цветочный брокер, с которым побеседовал Forbes.
Проблемы с поставками роз вывели в категорию премиальных обычные гвоздики, рассказала Вера Моденова, операционный директор маркетплейса цветов и подарков Flowwow. Монобукет из 11 гвоздик этой весной стоит в среднем около 2500 рублей, из 15 — около 3300 рублей. Гвоздики стали модными у покупателей, и к этому приложили руку флористы, начав использовать в описании букетов латинское название цветка — диантус. Благодаря этому продажи композиций из гвоздик возросли в два раза, отмечает Моденова.
Владельцы цветочных магазинов говорят, что они в шоке от прайс-листов, выставленных накануне 8 Марта. В этом году пришлось практически отказаться от роз из-за подскочивших цен, уточняет Андрей Зеленов. Оптовая цена на этот цветок выросла в три раза по сравнению с 2022 годом, сейчас, по его словам, самые маленькие розы из Кении у поставщиков стоят 100 рублей (годом ранее — 40). Покупателю придется заплатить за такую розу уже 200-250 рублей. Цены на эквадорские розы на 8 Марта в рознице вообще стали неподъемными — 400-500 рублей за штуку.
С тюльпанами — та же история. В прошлом году, по словам Андрея Зеленова, самый простой букет из пяти пионовидных тюльпанов можно было купить в московских магазинах за 700 рублей, сейчас на 8 Марта он обойдется минимум в 1100 рублей. Российские производители срезанных цветов воспользовались ситуацией и тоже взвинтили цены, отмечает он: «Покупатели сливают весь негатив на нас, считают нас ворами и бандитами из-за таких цен».