Дело на паях: как предприниматели Иркутска создают в городе парки и кластеры
Материал подготовлен в рамках проекта Forbes «Местные. Предприниматели, меняющие Россию»*
В Иркутске Анатолия Казакевича знают многие, но застать его в городе почти нереально. Если написать ему в мессенджер, получишь ответ: «Я под парусом в заливе у тайских островов Пхи-Пхи, связь плохая» или «Еду на снегоходе на Хамар-Дабан» (горный хребет в южном Прибайкалье). Так что беседовать с бизнесменом приходится урывками между экспедициями.
Путешествовать по Байкалу Казакевич начал с пеленочного возраста. «Родители таскали меня в поездки, а лет в 14 я сам вступил в туристический клуб», — рассказывает он Forbes. Объездил и хорошо изучил все окрестности. «Тогда, чтобы попасть из Иркутска в самые красивые места, приходилось тратить четыре дня — ехать электричками, автобусами, — вспоминает он. — А сегодня можно уместить тот же тур в один день».
В 18 лет Казакевич пошел учиться на международный факультет Иркутского университета по специальности «коммерция», но бросил учебу после второго курса. Уже тогда у него был свой бизнес — фирма по разработке сайтов. «Я сам платил за обучение, но занятия посещал редко, — уточняет он. — Меня уже закрутила реальная предпринимательская жизнь, клиенты, команда, а учителя не давали ответы на мои практические вопросы». Он сам освоил маркетинг и продажи, его фирма создала 300 сайтов для клиентов.
Подзарядить батарейки
Сначала Казакевич организовывал путешествия только для друзей, и дело это ему очень нравилось. В 2007 году он основал компанию «Байкальские приключения», которую позже переименовал в «Байкалов». Иркутская область тогда набирала популярность у состоятельных туристов, утомленных топ-менеджеров крупных компаний, в основном москвичей. Им нужно было «подзарядить батарейки», а премиальный отдых в регионе мало кто предлагал, говорит Казакевич.
Среди первых клиентов «Байкалова» была группа управленцев из РАО ЕЭС; их провезли с юга на север Байкала на автомобилях и снегоходах, устроили подледный дайвинг, купание в проруби, в которой под пловцом было более 1600 м, катание на сноубордах в горах. Туристы были в восторге и рекомендовали фирму знакомым — так росла клиентская база. Самые дорогие индивидуальные туры на несколько дней порой обходились их участникам в 1-2 млн рублей.
Казакевичу удавалось собирать и продавать такие путешествия за счет своих обширных знакомств, с ним работали около 300 партнеров — гиды, егеря, владельцы турбаз, фирм по прокату катеров, конноспортивные клубы, инструкторы по подледному дайвингу, повара и бурятские шаманы.
Предприниматель открыл офис в Москве, поближе к клиентам, однако ему пришлось вернуться домой — чтобы сложные туры проходили без сбоев, нужно все контролировать на месте, объясняет он. Офис в Москве пришлось закрыть в 2013 году, содержать его было дорого. Закрылся и филиал в Петербурге: там спрос оказался в восемь раз меньше, чем в столице, — у питерских туристов более востребованной была Карелия.
Первое время компания Казакевича продавала в том числе и пакетные туры, но потом он решил сосредоточиться на индивидуальном приключенческом туризме — у него тогда была более высокая маржа. Вскоре такие путешествия начали приносить 70% выручки «Байкалову», в 2015 году она достигла 80 млн рублей.
Доплыть до Америки
Еще в 2013 году Казакевич увлекся историей сибирского купечества, особенно экспедициями сибирских купцов из Иркутска на Аляску в XVIII-XIX веках. Тогда торговцы снаряжали корабли и достигали берегов Америки, где добывали пушнину. «150 лет никто не ходил этим маршрутом, и мне захотелось узнать, сможем ли мы его повторить, — так и втянулся в эту историю», — улыбается предприниматель.
Около трех лет ушло на подготовку экспедиции «Байкал — Аляска» по следам первооткрывателей Русской Америки. Казакевич говорит, что идея многим казалась безумной, мало кто верил, что из сухопутного Иркутска можно попасть в Тихий океан.
Экспедиция стартовала в мае 2017 года, Анатолий был капитаном парусно-моторного надувного катамарана океанского класса «Искатель» — путь его лежал по реке Лене и рекам Якутии, далее через Курилы, Камчатку, Алеутские острова с финишем на Аляске. Дойти до Америки получилось только в три этапа. Только в августе 2019-го путешественники прибыли в американский город Ситку (он был столицей Русской Америки и назывался Ново-Архангельск до продажи российских владений США в 1867 году).
На Аляске Казакевичу удалось завязать довольно тесные контакты с местными турагентствами, журналистами, мэром Анкориджа (город на юге штата), которые он поддерживает до сих пор. «Для них Сибирь и Байкал — белое пятно на карте, и в 2019 году мы увидели большой интерес к путешествиям в Россию», — уверяет он. Сейчас, по его словам, эти планы поставили на паузу, но они когда-нибудь точно реализуются.
Занять «Поляну»
Одна из проблем, которая тормозит развитие туризма в Прибайкалье, — дефицит качественных мест размещения и слабая инфраструктура. Гостиниц на берегу Байкала практически нет — одни гостевые дома, турбазы и несколько санаториев. Вокруг озера — заповедная зона, где стройка запрещена. Поэтому Казакевич решил развивать туристический кластер и обустраивать природные парки в Иркутске, откуда до Байкала можно добраться меньше чем за час. Этим занялась его группа компаний «Сфера Байкала».
На ранее не ухоженном берегу реки, где стоял только советский ледокол «Ангара», в 2016 году появился парк отдыха «Солнечная дорога» — несколько кафе, бассейн, зоопарк. Для участия в проекте приглашали предпринимателей, их совокупные инвестиции составили 150 млн рублей. Здесь начали устраивать «Забег троек на льду» — такая традиция была в купеческом Иркутске. Летом проходит фестиваль с гонками на моторных лодках и конкурсом блюд таежной кухни. В 2018-м Минкульт включил «Солнечную дорогу» в сборник лучших практик в сфере туризма на основе муниципально-частного партнерства.
Главный проект «Сферы Байкала» — парк «Поляна» — начал строиться в 2015-м тоже на коллективные инвестиции. Компания Казакевича арендовала пустырь на 4,5 га на окраине Иркутска. «Пришлось вывезти 18 огромных грузовиков мусора», — вспоминает бизнесмен. Его задачей было найти и объединить предпринимателей, которые поверят в проект и профинансируют строительство на новом месте.
Сейчас у «Поляны» уже несколько десятков резидентов и более 85 инвесторов. Здесь работает веревочный парк, бани с купелями, волейбольная и футбольная площадки, вейк-станция, колесо обозрения, детский центр. В самые пиковые дни парк посещают около 20 000 иркутян и туристов. У них очень популярны бани, бронировать их приходится за два месяца, большим спросом пользуются беседки для барбекю с теплым полом.
«Сфера Байкала» зарабатывает на субаренде и получает процент с выручки от резидентов парков. Эта модель себя оправдывает, каждый занят своим делом, поясняет Казакевич: «Если бы я взял многомиллионный кредит и нанял управленцев, вряд ли была такая эффективность». Объекты инвесторов окупаются за 3-5 лет, уверяет он. В 2023 году совокупная выручка УК «Сферы Байкала» составила около 250 млн рублей.
Парки отдыха улучшили качество жизни в городе, признают иркутяне. «У нас появились места отдыха, где интересно детям и взрослым, на «Поляне» можно провести целый день с семьей, — замечает Анастасия Запекина, основательница туроператора «Сибирь 365». — Я не думала, что «Поляна» будет так популярна — рядом нет других точек притяжения вроде торговых центров, люди специально сюда приезжают». Раньше она работала в «Байкалове», потом ушла и в 2018 году основала свой бизнес, который специализируется на индивидуальных турах.
Отель в складчину
В январе 2024 года в парке «Поляна» открылся первый корпус модульного отеля «Байкал-Аляска». В нем каждый корпус будет посвящен географическим точкам, через которые проходили купцы-первопроходцы: порт Байкал, Бухта Песчаная, остров Ольхон, Якутия, Охотское море. «Между корпусами «Чукотка» и «Аляска» будет Берингов пролив в виде водопада», — рассказывает Илья Цвик, руководитель партнерского отдела инвестиционного туристического проекта «Байкал-Аляска».
Инвестиции в отель должны составить более 600 млн рублей, он строится в складчину на деньги разных собственников, которые выкупают либо весь номер (стоимость может быть около 9 млн рублей), либо долю в нем в инвестиционных целях. Часть номеров уже выкуплена целиком, было несколько сделок по продаже доли за 200 000-300 000 рублей, уточняет Казакевич.
Это известная модель — так называемые кондо-отели, она очень популярна в мире, но в России встречается редко, замечает Оксана Градова, генеральный директор отеля «Байкальская резиденция». Плюсы ее в том, что деньги на строительство удается найти довольно быстро, а риски и убытки поделены между множеством собственников. Однако тут нужно умение собрать коалицию инвесторов. Казакевич, по ее словам, единственный, кому удалось реализовать это на Байкале. 350 млн рублей на строительство отеля уже привлечено, 270 млн рублей еще предстоит найти.
«В Иркутске немало гостиниц, но все они городские, а у нас домики с видом на Ангару с загородной атмосферой, их можно использовать как базу для поездок и не таскаться каждый день с чемоданами», — объясняет Казакевич. И конкурировать отелю с такой концепцией проще: сейчас туристов привлекают не просто комфортные домики на реке, а отели с яркими историями, люди едут за смыслами, добавляет Елизавета Вайсбух, эксперт по внутреннему туризму.
Массмаркет вместо роскоши
Спрос на зимний Байкал у путешественников вырос, он стал самым популярным направлением в феврале 2024 года среди других российских регионов, по данным маркетплейса авторских туров YouTravel.me. С 19 по 25 февраля 32% всех бронирований приходилось на Байкал, средняя цена 5-6-дневного тура— 63 207 рублей на человека, что на треть дороже, чем в 2023 году. На втором месте — Мурманская область, на которую в тот же период приходилось 21% спроса.
Туроператоры рассказывают, что бронировать поездки на Байкал на февраль-март 2024 года клиенты начали еще с лета, раньше, чем в прошлом году, популярные отели загружены на 100%. И это притом что цены на туристические услуги сильно подскочили.
На Байкале не хватает вариантов отдыха с хорошим соотношением цены и качества, дорог, доступной логистики — например, тур с вертолетом может стоить около 12 млн рублей, сетует Оксана Градова из «Байкальской резиденции». По ее словам, самые недорогие туры на Ольхон обходятся в 150 000 рублей. В 2023 году выезжать на машинах на байкальский лед туристам запретили, можно только на вездеходах и катерах-амфибиях — они тоже в дефиците, цены очень выросли, при этом найти перевозчиков сложно, все уже забронировано, говорит Градова.
Туроператор «Байкалов» теперь сосредоточен на создании массового туристического продукта, рассказывает Казакевич. У его компании появились пакетные туры по цене от 30 000 рублей до 128 000 рублей за неделю на человека (в него входит проживание в отеле, завтраки и экскурсии). У туриста, по его мнению, должно быть право выбора — не стоит ему навязывать пакетные развлечения, он может взять одну экскурсию, и тогда цена поездки будет минимальной.
* Forbes рассказывает о российском бизнесе с 2004 года, за это время мы накопили огромное количество историй отечественных предпринимателей. В этом проекте мы собираем самые удивительные из них — о людях, которые создали и развивают малый и средний бизнес в регионах не только для увеличения собственных доходов, но и для улучшения жизни вокруг себя. За счет своей прибыли они строят школы и передают их муниципалитетам, создают бесплатные городские парки, возрождают деревни и исторические города.