К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Угроза автомобилям и шуруповертам: сможет ли Россия справиться с дефицитом лития

Производство аккумуляторов (Фото He Hongfu / VCG / Visual China Group)
Производство аккумуляторов (Фото He Hongfu / VCG / Visual China Group)
Стратегически важный металл литий, необходимый для производства аккумуляторов, в России до сих пор не производится. Импорт тоже стал проблемным, поскольку в 2022 году ключевые поставщики отказались от сотрудничества. Российское правительство возродило идею разработки собственных месторождений, однако ожидаемые сроки ввода первого из них относятся к 2026 году. Когда и в каком объеме Россия сможет производить литий и грозит ли стране его дефицит?

Литий применяется в самых разнообразных отраслях: в металлургии он используется для раскисления и повышения пластичности и прочности сплавов, в оптике — для изготовления стекол, которые защищают от ультрафиолетовых лучей, в ядерной энергетике и атомной технике при помощи лития получают радиоактивный изотоп водорода — тритий. Однако львиная доля металла уходит на производство литий-ионных аккумуляторов.

«Сегодня в каждой семье есть шуруповерт, пылесос и даже несколько пауэрбанков на всякий случай», — наглядно описывает сферы применения лития председатель Ассоциации производителей и потребителей редких и редкоземельных металлов (Ассоциация РМ и РЗМ) Руслан Димухамедов.

До недавнего времени во всем мире спрос и цены на литий летели вверх, но в 2023 году, по словам собеседников Forbes, цены обвалились, поскольку рынок достиг перенасыщения. Везде, кроме России, которая в 1990-е прекратила производить собственный литий из-за нерентабельности, а сейчас лишилась привычных поставщиков. 

 
Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Взлет и падение лития

В связи со стремительным ростом спроса на литий добывающие предприятия во всем мире в 2023 году наращивали производственные мощности, отмечает Геологическая служба США (USGS). Рост предложения лития начался в 2022 году, в первую очередь в связи с ростом производства в Китае, и уже в 2023-м дефицит предыдущего года сменился профицитом. Мировые поставки лития в 2023 году превысили спрос, который формируют производители аккумуляторных батарей для электромобилей, что и привело к переизбытку, повлиявшему на ценообразование, подтверждает Reuters. Завершение в 2022 году китайской правительственной программы субсидирования электромобилей и более слабые, чем ожидалось, их продажи в мире привели в прошлом году к резкому снижению цен.

Литий, используемый в аккумуляторах, выделяется из карбонатов и гидроксидов этого металла, в этих формах он в основном добывается и торгуется. По подсчетам USGS, спотовые цены на карбонат лития в Китае, крупнейшем мировом потребителе этого продукта, снизились с $76 000 за тонну в январе 2023 года до $23 000 в ноябре. Интернет-издание Сarbon Credits приводит похожие данные: цены на карбонат лития в Китае упали с рекордно высокого уровня в $81 360 за тонну в ноябре 2022 года до $20 782 за тонну в феврале 2024 года, и это самый низкий уровень за последние два года, отражающий снижение на 67% в годовом исчислении. По данным Лондонской биржи металлов (LME), цены на гидроксид лития продолжили падение: с $14 898 за тонну месяц назад цена опустилась до $13 250 за тонну по состоянию на 15 февраля.

 

«Два года назад рынок был перегрет, и это понимали все, и сейчас он переходит в стадию коррекции», — отмечает Димухамедов. Он напоминает, что с середины 2010-х годов рынок электромобилей вырос, а вслед за ним и потребление лития, которое почти утроилось, увеличившись с 32 000 т в пересчете на чистый металл в 2015 году до 95 000 т в 2019-м. «Освоенных месторождений перестало хватать, и цены пошли в резкий рост, но не только и не столько из-за потребителей, сколько из-за биржевых игроков, — говорит Димухамедов. — Все это подогревалось заявлениями европейских властей о полном отказе от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания чуть ли не с 2030 года. Однако рост спроса на электромобили замедлился, в то время как мощности по добыче лития уже выросли».

Независимый эксперт Леонид Хазанов полагает, что снижение цен на литий, наблюдаемое на глобальном рынке с 2023 года, скорее всего, продолжится и в 2024-м, хотя его темпы могут и замедлиться. «Во-первых, ряд иностранных компаний, ведущих добычу литиевого сырья, рассматривают или уже приступили к сокращению ее объемов на фоне избыточного предложения, во-вторых, производство аккумуляторов и электромобилей постепенно выходит из пробуксовки, в-третьих, анонсируются проекты создания новых предприятий по их выпуску, что закладывает основу для роста в будущем, — перечисляет он. — Даже если удешевление лития продолжится и в 2024, и в 2025 году, оно вряд ли уже будет таким сильным, как в 2023-м. При этом оно будет иметь положительное значение для мирового рынка, убирая с него заведомо слабых игроков, имеющих высокие издержки, и расчищая пространство для перспективных проектов».

Россия без лития

В то время как весь мир наслаждается профицитом лития, в России его, наоборот, недосчитались после того, как в 2022 году входившие в число крупнейших его экспортеров в Россию Чили и Аргентина прекратили поставки. Более половины мировых запасов лития находится в Латинской Америке, в так называемом «литиевом треугольнике», расположенном в Андах на границах Аргентины, Боливии и Чили. По данным Геологической службы США, общие прогнозные ресурсы лития в мире в 2023 году в пересчете на чистый металл оценивались в 91 млн т. Крупнейшие из них находились в Боливии (23 млн т), Аргентине (22 млн т), США (14 млн т), Чили (11 млн т), Австралии (8,7 млн т) и Китае (6,8 млн т). В России, где литий пока не добывается, USGS оценивает его прогнозные объемы запасов в 1 млн т. По оценке российского Министерства природных ресурсов и экологии, запасы лития в России несколько больше: только в разведанных рудных месторождениях запасы оксида лития оцениваются в 3,5 млн т, или 1,63 млн т в пересчете на чистый литий.

 

Где же Россия берет литий сейчас, пока собственная добыча не налажена? Таможенная статистика закрыта с 2022 года, поэтому последняя официальная информация датируется 2021 годом. «Росатом» оценил внутренние потребности России в литии в 400–700 т; в 2021 году в страну импортировалось примерно 3000 т в пересчете на чистый литий, из которых на внутреннее потребление пришлось 400–700 т, остальное экспортировалось в виде других соединений. Источник в отрасли сообщил Forbes, что импорт карбоната лития в Россию в 2020 году составлял примерно 7500 т, в 2021-м он вырос до 9000 т, а в 2022-м резко сократился до примерно 3000 т. По оценке независимого эксперта Леонида Хазанова, в 2022 году российский импорт в пересчете на чистый литий составлял порядка 2000 т, из которого потреблялось 400–700 т; поступал он в виде соединений из Боливии и из Китая.

В сентябре 2023 года директор бизнес-направления «Спецхимия» АО ТВЭЛ Михаил Метелкин сообщил, что России удалось справиться с дефицитом лития, страна получает литиевое сырье из Китая, Боливии и Чили. «Это не значит, что мы напрямую покупаем у них, это связано с цепочками поставок», — цитирует Метелкина «Интерфакс». По данным Всемирного банка, в 2022 году поставки карбоната лития в Россию составили 3455 т (656,5 т в пересчете на чистый литий). Крупнейшим поставщиком были страны Евросоюза — 2029 т (Бельгия — 1598 т, Нидерланды — 420 т, Германия — 6 т, Литва — 5 т), за которыми следовали Чили — 820 т, Боливия — 520 т, Китай — 271 т, США — 190 т и еще несколько стран, которые совокупно поставили в Россию чуть более 100 т. Данные за 2023 год Всемирный банк пока не публиковал.

Однако из-за всех возникших сложностей Россия все же задумалась о собственном производстве.

Сейчас российский рынок представлен только мощностями по переработке лития, отмечается в утвержденной в 2022 году «Стратегии развития металлургической промышленности РФ на период до 2030 года». Согласно документу, российские предприятия, производящие, например, литий-ионные батареи для использования в спецтехнике, энергетике и электротранспорте, работают полностью на импортном сырье, а уровень загрузки их мощностей оценивается в 30%. Чтобы обеспечить внутренние потребности в литиевом сырье, стратегией предусматривается освоить пять крупных литиевых месторождений. Добычу на двух из них — Колмозерском и Полмостундровском в Мурманской области — предполагалось начать уже в нынешнем году, хотя эти планы кажутся участникам рынка слишком оптимистичными. 

Лицензию на Колмозерское месторождение лития получила компания «Полярный литий», совместное предприятие «Норникеля» и госкорпорации «Росатом». Проектом предусмотрена ежегодная переработка около 2 млн т руды и производство 45 000 т карбоната и гидроксида лития. Представитель «Полярного лития» сообщил Forbes, что первую опытную партию лития на проекте предполагается выпустить только в 2026 году. 

 

Разработкой Полмостундровского месторождения занимается компания «Арктический литий», совместное предприятие производителя гидроокиси лития из Тульской области «Халмек» и красноярского Химико-металлургического завода (ХМЗ) при участии Всероссийского научно-исследовательского института минерального сырья им. Федоровского и института «Гиредмет» госкорпорации «Росатом». После выхода на полную мощность «Арктический литий» должен ежегодно производить примерно 18 000 т лития в эквиваленте карбоната лития (LCE). Когда именно предприятие намерено запустить производство, не сообщается. На разных стадиях реализации находятся проекты разработки еще нескольких месторождений, в числе которых Завитинское месторождение в Забайкалье, Ковыктинское газоконденсатное месторождение в Иркутской области и ряд других.

Когда появится российский литий

«От решения запустить новые проекты до реального запуска нового предприятия greenfield (с нуля) проходит не один месяц и даже не один год, — говорит Димухамедов из Ассоциации РМ и РЗМ, комментируя отсутствие действующих литиевых проектов в России. — По щелчку пальцев предприятия за ночь в чистом поле не строятся». При этом, добавляет он, хорошее качество сырьевой базы может сделать российские проекты по добыче лития вполне успешными. По словам Димухамедова, в российских рудах содержание оксида лития — от 1% до 1,5%. Хотя это ниже, чем в уникальном австралийском месторождении Гринбушес с содержанием оксида лития 3,9%, по сравнению с 1,0–2,0%, обычно регистрируемыми в других месторождениях твердых пород, разработка российских месторождений оказывается вполне конкурентоспособной с точки зрения затрат. «По этому показателю российские месторождения стоят чуть правее середины при текущем объеме спроса», — отмечает Димухамедов. 

«Раньше всех, вероятно, начнется добыча на Колмозеровском и Ковыктинском месторождениях», — предполагает руководитель рейтинговой службы Национального рейтингового агентства (НРА) Сергей Гришунин. По прочим проектам, считает он, вероятно сдвижение сроков либо полный отказ от реализации. «Спрос на литий будет расти, но такого ценового уровня, который мы наблюдали в 2022–2023 годах, не будет, так как количество новых проектов по добыче велико и профицит на рынке продлится от года до двух, — считает Гришунин. — Но и цен ниже $10 000 за тонну карбоната мы, скорее всего, не увидим, так как этот уровень близок к стоимости производства металла из сподумена (алюмосиликат лития, содержащийся в пегматитовых рудах. — Forbes)».

В обозримом будущем должен выстрелить проект освоения Колмозерского месторождения «Полярного лития», считает независимый эксперт Леонид Хазанов. Другие проекты в России, по его словам, имеют перспективы поскромнее в силу расположенности в более труднодоступных районах с менее развитой транспортной и энергетической инфраструктурой, сложностями геологического строения, низким содержанием лития в рудах, его меньшими запасами и некоторыми другими факторами. «В принципе 45 000 т карбоната лития, которые планируется производить из сподуменовых руд Колмозерского месторождения, хватит с избытком и для отечественных потребителей, и для поставок на экспорт, — говорит Хазанов. — А затем цены однозначно сменят курс с падения на подъем». 

 

Димухамедов из Ассоциации РМ и РЗМ также с оптимизмом рассматривает перспективы литиевого рынка, поскольку аккумуляторы, в которых он используется, требуются повсеместно: в меньших объемах для производства мелкой бытовой техники и в больших — для выпуска электромобилей и электробусов.  «Низкие цены не могут быть вечными — каждому игроку надо отбивать как себестоимость, так и капитальные вложения, — говорит Димухамедов. — Математика роста спроса на литий достаточно простая. Когда людям литий нужен лишь в батарейке смартфона, которая весит 100 г, — это один уровень потребления. Когда литий становится нужен в батарее электромобиля, которая весит тонну, — принципиально другой, даже при кратно меньшем количестве электромобилей, чем смартфонов».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+