Верховный суд встал на сторону арендодателя в споре с IKEA из-за неустойки
Верховный суд отменил решения нижестоящих судов и отправил на новое рассмотрение спор между IKEA и владельцем московского торгового центра «Павелецкая плаза», который требует взыскать со шведской компании максимальную неустойку за прекращение работы ее магазина после начала «военной спецоперации». Арбитражный суд Москвы ранее постановил взыскать с российской «дочки» IKEA неустойку, но в 33 раза меньше запрошенной и за меньший срок, чем требовал арендодатель
Верховный суд России отменил решения нижестоящих судов и отправил на новое рассмотрение спор между IKEA и владельцем московского торгового центра «Павелецкая плаза», который требует взыскать со шведской компании максимальную неустойку за прекращение работы ее магазина после начала «военной спецоперации»*, пишет «Интерфакс».
Магазин IKEA площадью чуть более 500 кв. м открылся в ТЦ «Павелецкая плаза» в декабре 2021 года, а уже 4 марта 2022 года, после начала «спецоперации», остановил работу.
За нарушение договора аренды (заключен между российской «дочкой» IKEA, ООО «ИКЕА дом», и ООО «Павелецкая площадь») была предусмотрена ежедневная неустойка — 2/30 части от месячной арендной платы, составляющей 2,2 млн рублей в месяц. После закрытия магазина стороны договорились не применять меры до 1 июня 2022 года. Хотя магазин не открылся и после этой даты, компания продолжала платить за аренду, а в августа того же года «дочка» IKEA начала процедуру ликвидации. Как следует из материалов дела, IKEA до августа несколько раз просила арендодателя разрешить вывоз товаров и имущества, но эти заявки были отклонены.
После этого «Павелецкая площадь» в суде потребовала взыскать с арендатора неустойку в размере 148 000 рублей в день, начиная со 2 июня 2022 года до открытия магазина.
Арбитражный суд Москвы встал на сторону арендодателя и постановил взыскать с «ИКЕА дом» неустойку, но в 33 раза меньше запрошенной, 4400 рублей в день, и только с 1 октября 2022 года (до этого действовал мораторий). Вынося такое решение, суд принял во внимание, что арендатору не дали доступа к помещениям для вывоза товаров и имущества. В апелляции и кассации решение не изменилось, после чего компания обратилась в Верховный суд.
ВС постановил, что «в период действия моратория финансовые санкции не начисляются только на требования, возникшие до введения моратория», поэтому неустойка подлежит уплате со 2 июня 2022 года. Не поддержал Верховный суд и снижение неустойки, которое назвал произвольным и недопустимым. Коллегия ВС отправила спор на новое рассмотрение.
В пресс-службе ООО «Павелецкая Площадь» Forbes сообщили, что считают определение Верховного суда «справедливым и обоснованным». Там рассказали, что после решения Верховного суда ООО «ИКЕА ДОМ» направило компании предложение об оплате неустойки в полном размере. «В результате стороны спора приняли решение о мирном урегулировании разногласий во внесудебном порядке, в связи с чем ООО «Павелецкая Площадь» заявило отказ от иска», — рассказали в пресс-службе компании.
IKEA начала сворачивать бизнес в России в марте 2022 года — вскоре после начала «спецоперации» на Украине. В марте 2023 года стало известно, что IKEA продала последнее производство в России — производственную площадку в Подберезье Новгородской области «ИКЕА Индастри Новгород» купила компания «Инвест Плюс», которая на 99% принадлежит совладельцу петербургской Slotex Вадиму Осипову. Незадолго до этого IKEA также завершила продажу еще двух предприятий — в Тихвине Ленинградской области и Красной Поляне Кировской области. Покупателем стала компания «Лузалес», которая занимается лесопереработкой.
В феврале «РИА Новости» со ссылкой на данные Роспатента сообщило, что IKEA продлила регистрацию своего товарного знака в Роспатенте почти на 10 лет — до 2033 года.
* Согласно требованию Роскомнадзора, при подготовке материалов о специальной операции на востоке Украины все российские СМИ обязаны пользоваться информацией только из официальных источников РФ. Мы не можем публиковать материалы, в которых проводимая операция называется «нападением», «вторжением» либо «объявлением войны», если это не прямая цитата (статья 57 ФЗ о СМИ). В случае нарушения требования со СМИ может быть взыскан штраф в размере 5 млн рублей, также может последовать блокировка издания.