Число кофеен в крупнейших городах России выросло на 10% в 2023 году
В 2023 году число кофеен в городах-миллионниках России выросло на 10% год к году после провала в 2022 году, когда оно сократилось на 27%, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на подсчеты аналитиков сервиса 2ГИС. Бизнес стал фокусироваться на точках малого формата, отмечают участники рынка
Число кофеен (классические заведения и точки с кофе навынос) в 2023 году в городах-миллионниках выросло на 10% год к году, до 15 400 точек, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на расчеты сервиса 2ГИС, сделанные для газеты. В 2023 году сегмент кофейных заведений начал восстанавливаться после падения во время кризиса 2022 года — по подсчетам аналитиков 2ГИС, количество точек тогда сократилось на 27% по сравнению с 2021 годом.
Нижний Новгород стал единственным крупным городом страны, где число кофеен сократилось за год на 5,43%, до 348 точек. В Москве число «кофе-точек», по подсчетам аналитиков сервиса, выросло на 11,38% год к году, до 5960, в Петербурге — на 10,51%, до 2960. Наибольшие темпы прироста — в Краснодаре (плюс 15,93%, до 1150 заведений, в Екатеринбурге (плюс 14,59%, до 699) и в Волгограде (плюс 12,56%, до 251). В Казани число кофеен за год не изменилось. Наименьшая динамика — в Челябинске (плюс 1,01%, до 400 точек) и Воронеже (плюс 3,15%, до 327).
По данным портала Franshiza.ru, спрос инвесторов на франшизы кофеен в 2023 году вырос на 6% год к году. В 2023 году сеть Coffee Like открыла 206 новых точек, в то время как в 2022 году — только 35. У «Даблби» число кофеен в 2023 году сохранилось, но в 2022 году оно сократилось на девять заведений. У «Правда кофе» количество точек прибавилось на 13%, а в 2022 году — выросло на 42%, сказали в компании. В One Price Coffee число новых открытий в 2023 году составило 64, в 2022 году — 86 точек. В ГК «Шоколадница» сообщили, что увеличение числа заведений запланировали на 2024 год.
Эксперт Franshiza.ru Анна Рождественская объяснила рост открытий отложенным накопительным эффектом — по ее словам, те, кто принял решение открываться в 2022 году, пережидали «сложное время, на которое пришлась в том числе частичная мобилизация, повлиявшая на многие бизнес-процессы». По подсчетам «Чек Индекса» (оператор фискальных данных «Платформа ОФД»), в 2023 году число покупок в кофейнях выросло на 14% год к году, а за счет роста среднего чека на 11%, до 634 рублей, обороты предприятий выросли на 25%.
В компании отметили, что лидерами продаж в прошлом году стали торговые точки под кофе с собой. По оценке Smart Ranking, в 2023 году российский рынок кофе навынос увеличился на 21% год к году, до 102,7 млрд рублей. Рост потребления кофе произошел в том числе за счет развития внутреннего туризма и возврата после пандемии массовых мероприятий в городские пространства, сказал руководитель «Чек Индекса» Леонид Симаков.
Исполнительный директор Coffee Like Дмитрий Плетнев рассказал, что торговые центры перестают давать трафик кофе-барам, а рентабельность таких точек значительно снизилась. Самый успешный формат сейчас — это coffee-to-go, отметила CEO «Даблби» Марина Вейкснэ. По ее словам, предприниматели будут стремиться сократить затраты на новые открытия.
Кофе вошел в топ-10 категорий, от которых потребитель не планирует отказываться ни при каких условиях, полагает основатель сети One Price Coffee Сергей Румянцев. Он рассчитывает, что число заведений с кофе навынос уменьшится в пользу полноценных кофеен c расширенным ассортиментом.